Александр Риман

Девятое ава - день траура и надежды

     
Это случилось около двухсот лет назад в Париже, когда молодой император Наполеон решил своими гла­зами увидеть, как живут обитатели еврейского квартала французской столицы. Был теп­лый июльский вечер, и монарх ожидал увидеть на улицах и в переул­ках играю­щих детей, суетливых торговцев, почтенных стариков, обсуждающих житейские проблемы. Однако еврейский квартал встретил Наполеона гробовой тишиной. При­близившись к главной синагоге, им­ператор услышал плач и стоны, а затем увидел рыдающих людей, сидящих на пороге дома молитвы и внутри его.
«Что происходит?» - спросил Наполеон одного из скорбящих евреев. «У нас ужасное горе, мой господин, - ответил еврей. - Мы оплакиваем разрушение нашего Храма...» «Но кто посмел разрушить ваш храм, кто по­с­мел обидеть моих подданных!» - вскричал оскорб­ленный император. «Это произошло не вчера и не в Париже, - от­ветил собеседник Наполеона, - наш Храм был разрушен в Иерусалиме более семнадцати веков назад, и именно его мы оплакиваем сегодня, в девятый день еврейского ме­сяца Ав». «Клянусь, - воскликнул француз­ский импера­тор, - что народ, умеющий так скорбеть о Храме, разру­шен­ном много веков назад, удостоится вернуться в свою древнюю столицу и будет снова молиться в восстанов­ленном Храме!»
По мнению некоторых историков, именно под впе­чатлением этой встречи Наполеон выступил с инициати­вой возрождения Синедриона (Санхедрина) - высшего иудейского административно-судебного органа, сущест­вовавшего в нашей стране в эпоху Второго Храма. Од­нако париж­ский Синедрион 1807 года просуществовал всего несколько недель - как и любая другая идея возро­ждения элементов еврейской государственности за преде­лами Страны Израиля, затея Наполеона оказалась бес­плодна...
...В нынешнем году начало Дня поста и молитвы Девятого Ава приходится на вечер двадцать первого июля. В это день мы оплаки­ваем не только разрушенные стены Первого и Второго Храмов, но и души еврейских праведников, погибших при защите Иерусалима и Бей­тара, Мецады и Гамлы (крепости на Голанах). Можно лишь восхи­щаться стойкостью наших предков, сохра­нявших чувство собственного достоинства в любой си­туации. Вот что рассказывает мидраш «Эйха-Раба»:
«Приговорив к смертной казни двух иудейских бо­гатырей, братьев Юлиануса и Папиаса, император Траян обратился к ним с такими словами: «Вы, единоплемен­ники Ханании, Мисаила и Азарии. Пусть же явится Бог ваш и спасет вас от меня, как спас он Хананию, Мисаила и Азарию от Навуходоносора». На это Юлианус и Папиас ответили: «Ханания, Мисаил и Азария были истинными праведниками и достойны  были того, чтобы чудо про­изошло при их спасении. И царь Навуходоносор был личностью незаурядной, и достоин был, чтобы через него чудо сотворилось. А ты, нечестивец, человек ничтож­ный, не достоин ты, чтобы через тебя сотворилось чудо... И если предал нас Г-сподь в руки твои, то он и взыщет с тебя за кровь нашу».
Не взирая на их слова, Траян тут же казнил обоих. Предание гласит, что не успел Траян уйти с этого места, как был убит двумя посланцами из Рима, которые, напав на него, поленьями раз­мозжили ему голову.
Книга «Эйха-Раба», где содержится это повествова­ние, являе­тся мидрашем, то есть толкованием книги «Эйха», известная в рус­ском переводе как «Плач Иере­мии». Именно ее нараспев читают иудеи в день Девятого Ава, сидя в синагогах на полу или на низких ска­мьях. В ней содержатся, в частности, такие слова: «Скитается на­род иудейский на чужбине, в бедности и в тяжком труде, расселился среди народов, но не нашел покоя, все пре­следовавшие настигли его в теснине» («Эйха», 1:3). Сло­вами «в теснине» («бейн мейцарим») обозначаются три недели между днями семнадцатого тамуза и девятого ава (в этом году - между первым и двадцать вторым июля). Семнадцатого тамуза Моше Рабейну, спустившись с горы Синай, увидел своих соплеменников, плясавших вокруг золотого тельца, и от отчаяния выронил из рук Скри­жали Завета. А девятого ава евреи, поверив дурной молве о Земле Израиля, отказались в нее войти и зарыдали от ужаса, навеянного рассказами «объектив­ных» разведчи­ков (положительное мнение Иегощуа бен-Нуна и Калева бен-Иефуне было признано неправильным и отвергнуто).
Именно нежелание евреев жить на своей земле, не­смотря на все трудности и козни врагов, были причиной гнева Вс-вышнего, удовле­творявшего любые потребно­сти «жестоковыйного народа». С тех пор день беспричин­ного плача трусливых и излишне прак­тичных евреев по безвозвратно потерянному Египту стал днем плача по на­стоящим ценностям, утерянным в результате новых гре­хов - греха идолопоклонства, кровопролития, беспри­чинной лжи... Можем ли мы сегодня сказать, что народ Израиля сделал необходимые вы­воды из горького опыта своих предков? Сегодня, накануне дня Девятого Ава...                              

«Новости недели», 20 июля 1999 г.


Hosting by TopList Rambler's Top100 Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria