Авторский сайт Раисы Эпштейн |
|
СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ »» | К главной странице>> |
Раиса ЭпштейнЧЕЛОВЕК, ГОВОРЯЩИЙ ПРАВДУИНТЕРВЬЮ С ЖУРНАЛИСТОМ "7-ГО КАНАЛА" АДИРОМ ЗИКОМВести, 25 декабря 1997 Адир Зик - личность почти легендарная. Его любят или ненавидят, считают настоящим патриотом и сионистом или экстремистом и фашистом, бесконечно ценят его журналистский талант или презирают как изгоя. Даже в национальном лагере отношение к нему совсем неоднозначное. При прежнем правительстве его постоянная еженедельная программа на радио “Аруц шева” (“7-й канал”) в одних вселяла мужество и надежду, а других переполняла ненавистью. К числу этих других принадлежали и официальные средства массовой информации, не жалевшие по адресу “7-го канала” самых грозных эпитетов “подстрекательский”, “враждебный демократии” и т. п. Усилиями прессы “7-й канал” и лично Адир Зик были превращены чуть ли не в символы “правого фашизма”.
Ничего из предложенного мной Биньямин Нетаниягу не сделал. Почему? - не знаю. - После всего сказанного вами возникает неизбежный вопрос: вы считаете, что Израиль - это демократическое государство? - Знаете, все-таки есть вещи, которые невозможно опровергнуть. Есть выборы. Настоящие. Народ раз в четыре года приходит к избирательным урнам и говорит свое слово. И несмотря на все, что было в этой избирательной кампании, несмотря на то, что весь мир открыто встал на сторону Переса, народ все же привел к власти Нетаниягу. - И каковы результаты? Продолжение политики прежнего правительства - отступление из Хеврона, на очереди “второй этап” отступления, зато по всем тем вопросам, которые мы обсуждали, не сделано вообще ничего... Не может ли оказаться, что при таком раскладе народ в следующий раз просто не пойдет на выборы, по крайней мере та часть народа, которая надеялась, что смена власти приведет к смене ситуации? - Ну, на выборы-то они, конечно, пойдут, вопрос лишь - каков будет эффект. Да, к сожалению, во многом вы правы. И это именно по той причине, о которой я говорил. Люди в креслах меняются, а система остается той же. - Но тогда безысходность? - Нет, никакой безысходности быть не может и не должно. Нужны дела. Нужно создавать почву для изменений, в том числе в сознании людей. Нужно готовить качественно иных лидеров, которые сумеют, при поддержке народа, сломать эту систему. В этом смысле стоит обратить внимание на новое движение, созданное Моше Фейглином и другими его единомышленниками. Оно ставит перед собой именно эту цель - готовить качественно иных лидеров, в подлинном смысле еврейских. - Я знаю, что Вы являетесь их горячим сторонником. Но, как Вам хорошо известно, не все в национальном лагере поддерживают эту идею. Одни считают ее утопической. Другие говорят, что религиозный лидер никоим образом не может стать главой государства, в котором так силен страх перед еврейской теократией. - Что касается второго соображения, оно беспочвенно прежде всего потому, что новое движение, говоря о еврейском лидере, вовсе не имеет в виду лидера религиозного и вовсе не собирается превращать Израиль в государство Галахи. В самом этом движении участвуют как религиозные, так и светские. Речь идет именно о еврейских, сионистских - в точном еврейском понимании слова - лидерах, как альтернативе царящему в Израиле духу постсионизма и постеврейства, захватывающему не только МЕРЕЦ и “Аводу”, но и светские правые партии, в первую очередь “Ликуд”. Что же касается якобы утопичности этой идеи, - с этим я тоже не могу согласиться. Она не высосана из пальца, не придумана в тиши кабинетов. Она совершенно адекватно отвечает требованиям нынешней действительности. Да, на ближайших выборах мы еще вряд ли сможем получить такого еврейского лидера, о котором мечтаем. Но придет время - и такой лидер появится, обретет силу и возглавит государство. Если вы оглянетесь вокруг себя, то увидите, что такие люди уже на подходе... - Но надо еще, чтобы их приняло общество, чтобы оно захотело видеть таких людей своими руководителями. - Вот для этого и нужно работать. Нужно менять общественную атмосферу. Нужно менять мышление, и прежде всего - свое собственное. Отказываться от предрассудков - вроде того, что верующий еврей ни за что не может стать главой правительства в Израиле. Смотрите, что происходит. Арабы во весь голос говорят о возможности избрания премьером Израиля араба, и это никого не удивляет, не возмущает... А сказать, что премьером может стать религиозный еврей, - это в нашем - пока еще еврейском - государстве называют утопией, чуть ли не безумием. - Ну, такая атмосфера создавалась годами. .. Над этим много работали. - Правильно. Пора начать работать и нам. Именно этим занято движение Моше Фейглина и его друзей. - Корреспондент “Макор ришон”, интервьюируя Фейглина, сказал ему: “Ты как будто не отсюда, как будто не в этих местах вырос”. И Моше ответил: “Да нет, все в порядке, я здешний, сабра”. Я обратила внимание на этот диалог, потому что мои знакомые выходцы из России не раз говорили, что Фейглин отличается от уроженцев страны, как будто он из России, или, скажем, из Америки... - В этом есть что-то. Дело в том, что его семья долгое время жила в Австралии, так что политическая культура, в которой он вырос, и впрямь не вполне израильская. Между прочим, я тоже в некоторой степени продукт не израильской атмосферы. Если бы я не провел пять с половиной лет, в разгаре своей молодости, в Америке, я наверняка был бы другим. В 60-х годах, когда вспыхнуло знаменитое студенческое восстание, я был там - в Сан-Франциско. И я стал одним из первых журналистов, которые “ухватили” эти события в самый момент их возникновения. Мой неуемный характер, мой нонконформизм, который злит столь многих, он оттуда, в очень большой степени оттуда. - Так не пора ли призвать: “Иммигранты из всех стран, соединяйтесь!” А если всерьез, не кажется ли вам, что интеллигенция из России с ее опытом изживания тоталитаризма в себе, и интеллигенция из Америки с ее опытом демократии, и израильтяне, перешедшие эту реку “слева направо”, изжившие в себе местный социализм, и молодежь из религиозных сионистов, не зараженная недугами старого МАФДАЛа, - всем этим силам пора объединиться, и не только политически. Может быть, в первую очередь неполитически - интеллектуально, идейно, творчески... На уровне мысли и осмысления. На уровне сотрудничества в области журналистики. На уровне художественного творчества, например, кинематографа... Потенциал “русской” общины в этих областях огромен... - Я знаю. Например, уровень “Вестей” нам хорошо известен, мы следим. Поэтому я с такой радостью и признательностью принял Ваше предложение дать интервью для вашей газеты. Да, это очень серьезная проблема. Ее надо обсуждать серьезно. - Позвольте мне вернуть наш разговор к проблеме СМИ ... Быть может, мы были слишком наивны, ожидая, что Биби сразу сможет навести порядок в этом вопросе? Более того, мне тогда, на фоне только-только случившейся победы, казалось, что тотальной “чистки” быть не должно - что это будет большевизм наоборот. Но теперь, задним числом, совершенно ясно, что страшной ошибкой было - не делать ничего. А может быть, это была вовсе не ошибка, а некий сознательный расчет? - Я не знаю, присутствовал ли здесь расчет. Я знаю только, что это немыслимо, невероятно - оставить все по-прежнему и в судебной системе, и в СМИ. Все идет, как и раньше. Прокуратура продолжает вести дела против евреев Хеврона, против Маргалит Хар-Шефи, против Моше Фейглина и Шмуэля Сакета, против рядовых членов движения “Зо арцейну”, против репатриантки Полонской... Руководство полиции, применявшей жестокое насилие по отношению к демонстрантам, так и не призвано к ответу. Дело против Авишая Равива и тех, кто ответствен за его провокации, не возбуждено. Суд над Йегудой Гилем из “Мосада”, обвиняемым неизвестно в чем, начался мгновенно. А Карми Гилон, глава службы безопасности, допустившей убийство премьера и непосредственно причастной к провокациям против половины собственного народа, выступает по радио и телевидению как главный комментатор и эксперт по вопросам текущей политики и политической морали. - Я все-таки хочу вернуться к СМИ. Я не знаю, обращали ли Вы на это внимание, но лично у меня сразу после выборов было ощущение, что эти товарищи очень напряжены, ждут, что за них вот-вот возьмутся. Даже сбавили тон. Появились (как трудно в это сейчас поверить) даже некие нотки чего-то, напоминающего покаяние... Но все это мгновенно пропало, как только стало ясно, что никто их трогать не собирается. И именно тогда пресса начала свои атаки, с каждым разом только набирающие силу и наглость. Это верное наблюдение? - Да, безусловно. Я могу проиллюстрировать это одним характерным примером. На “7-м канале” работает великолепный профессионал Ави Рат. Вскоре после выборов ему позвонили из “Пополитики” и сообщили, что хотят пригласить его в качестве постоянного участника журналистской группы программы. Они вдруг обнаружили, что среди постоянно выступающих в “Пополитике” журналистов нет ни одного представителя национально-религиозного сообщества. В ходе нескольких телефонных разговоров были обсуждены все связанные с назначением проблемы, вплоть до оплаты. Оставалось только встретиться, чтобы оформить нужные бумаги. До начала сезона оставалось еще достаточно времени, и Ави Рат спокойно уехал в Польшу сопровождать группу молодежи, посещающую мемориалы Катастрофы. Вернувшись из поездки, он позвонил на телевидение, чтобы, как было условлено, договориться о встрече. “Простите, но ситуация изменилась, - сказали ему. - Мы не нуждаемся в ваших услугах”. Что же произошло? Все совершенно просто и понятно. Ожидалось, что правительство потребует внести в программу изменения. Руководители программы быстренько решили подстраховаться. Вот, мол, глядите, есть у нас представитель вашего лагеря, так что оставьте нас в покое. Но, как ни странно, никакого давления со стороны правительства не последовало. А потому и “представитель вашего лагеря” оказался не нужен. Что же касается ваших сомнений относительно того, допустимо ли было по отношению к СМИ действовать по принципу “большевизма наоборот”, я должен сказать вам, что в наших специфических условиях это не только допустимо, но только так и можно изменить существующую ситуацию. Именно потому, что с той стороны перед нами - большевистская сила. Я пришел оттуда. Я это знаю. Либеральными играми и уговорами, морализаторством, сюсюканьем насчет диалога и взаимопонимания здесь не добьешься ровно ничего. Это железная гвардия. Вы же видите, к чему привела суперлиберальность нынешнего правительства. СМИ потеряли уже всякую меру. Именно потому, что с ними либеральничают. Невозможно танцевать с тигром. А это именно то, что пытается делать избранное нами правительство (Нетаниягу, - прим. ред.). Танец с тигром приводит к тому, что тигр сжирает тебя. - Но вот Либерман пытался быть не слишком либеральным. И его “съели”, притом с большим аппетитом. - Либерман действительно единственный, кто попытался что-то сделать. Но он, простите, вел себя, как слон в посудной лавке. Если он действительно хотел сделать что-то для страны, а не действовал ради одних лишь узко понятых политических интересов, своих или чьих-либо еще - то ему следовало подключить людей, которые знают всю эту систему. Да хоть меня. Я там каждого знаю, все - и всех. И ему, Либерману, посоветовали бы, помогли. Но он почему-то решил действовать самостоятельно. И потому у него ничего не вышло. - Существует ли вероятность, что что-то изменится? Может быть, реформы Лимор Ливнат (тогда - министр связи, - прим.ред.) чему-то помогут? - Нет! Все эти надежды на конкуренцию - это все чепуха! Когда открыли второй, так называемый коммерческий канал, я тоже думал - ну вот, будет конкуренция, и все постепенно выровняется. Где там! Наша уникальная израильская конкуренция в рамках “четвертой власти” заключается в том, что первый канал ТВ состязается со вторым в том, кто будет более левым. - Есть еще 2-й канал радио (“Решет бет”) и “Галей ЦАХАЛ”. - “Галей ЦАХАЛ” - это, может быть, самое серьезное. Знаете ли вы о том, что вся нынешняя журналистская элита взращена и взращивается именно там? Вся эта клика, самовоспроизводящаяся и не пускающая в свои ряды чужаков? Вся эта северно- тель-авивская богема, презирающая свой народ и под видом борьбы за демократию воюющая за ликвидацию еврейского характера Государства Израиль... А “Галей ЦАХАЛ”, между прочим, - это воинская часть, находящаяся в ведении министерства обороны и на его бюджете. Три или четыре министра обороны пытались закрыть эту радиостанцию за ненадобностью, - потому, что она давно перестала выполнять задачу, ради которой была создана. Она стала рупором крайне левых сил. Ее любимые гости - все эти авивы гефены. В “Галей ЦАХАЛ” царит презрение к армии, к воинской службе, к патриотизму. Так вот, министрам обороны оказалось не под силу изменить эту ситуацию. А нынешний министр, Ицик Мордехай, уже давно мучается, решая, кто сменит ушедшего в отставку командира “Галей ЦАХАЛ”. Последовательные правые в коалиции требуют, чтобы это был человек из национального лагеря. Йоэль Цур, один из директоров “7-го канала”, отец и муж жестоко убитых в теракте Иты и Эфраима Цур, даже демонстративно выдвинул свою кандидатуру (Кстати, Цур еще и офицер запаса, талантливый военный и более чем талантливый работник радио). Но его Ицик Мордехай, разумеется, в расчет не принимает. Одной из кандидатур, имеющих вполне реальные шансы, является одиозная в своей демонстративной левизне и наглой тенденциозности Кармела Менаше, ныне военный корреспондент радиостанции “Коль Исраэль”. - Картина складывается более чем мрачная. Остается вернуться к “7-му каналу” и спросить, почему же этой станции отказывают в легальном статусе. Что-то сдвинулось в этом плане? Какие-то усилия предпринимаются? - Мы пытались кричать и докричаться, а потом перестали. Это бесполезно. Никого в правительстве это не интересует. Все, что их волнует, - это быть проинтервьюированными утром в “Решет бет”, а вечером в Мабате. Какое им дело до “7-го канала”? Ведь они теперь у власти. - А если они снова окажутся не у власти, вы их примете? - Почему нет? Мы всех принимаем. Мы ни у кого не состоим на службе. Говорим то, во что верим, и точка. - Может быть, дело в том, что в стране просто нет квалифицированных журналистов с правыми взглядами - все левые? - Это кто вам такое сказал? - Принято так считать. - У меня в руках список из 150-200 имен. Из них добрая половина - первоклассные специалисты; Есть, конечно, и уровнем пониже, но и на нашем радио все начиналось с нуля, а теперь вон какие журналисты выросли! Из тех, что в моем списке, я хоть завтра утром могу создать альтернативное радио и телевидение. Мгновенно. Главе правительства стоило только захотеть и дать соответствующие указания. Мы бы это сделали. Звонит мобильный телелефон. Адир Зик назначает собеседнику время для более обстоятельного разговора. Это ведутся переговоры о моем интервью Би-Би-Си, - говорит он мне. “Да, - думаю я. - Би-Би-Си его мнением о происходящем в Израиле интересуется, а правительство, к избранию которого он приложил столько сил, - вниманием этого человека не балует. Впрочем, только ли его одного? Все ядро национального лагеря, боровшееся за победу Нетаниягу на выборах; кажется, опять оказывается по другую сторону черты. Мирный процесс, на минуту заторможенный, снова набирает силу”. - Так что же все-таки случилось с “Ликудом”? Откуда эта униженная поза, откуда это капитулянтство, это рабское желание угодить господам, чье правительство народ сбросил на выборах? - “Ликуд” давно и тяжело болен. Вполне возможно, что эта болезнь неизлечима. Все началось с Бегина, с Кемп-Дэвида. Но и тогда это было уже результатом болезни. То же самое и со старой и старшей частью МАФДАЛа - той, что была “историческим союзником” “Аводы”. Молодое поколение, вступившее в ряды МАФДАЛа после Шестидневной войны, уже совершенно другое. - Но политические платформы у “Ликуда” и старого МАФДАЛа вроде бы разные. Как же вы их подводите под одну болезнь? И что это за болезнь такая? - Это такая генетическая проблема. В мозгу. Некая мозговая деформация. Внешне она проявляется в том, что люди чувствуют себя второсортными. По отношению к истинным господам, которые, в отличие от этих, не второй или третий - а самый что ни на есть первейший сорт. Не стоит объяснять, что первосортные господа - это левые. - Это было очень заметно после убийства Рабина. Когда люди, не будучи ни в чем виновны, начинают каяться. Очень стыдно было все это видеть. Даже сейчас, после раскрутки дела Равива, продолжают мямлить что-то о недопустимости протеста, потому что “в этой стране убили главу правительства”. И извиняются за ту правду, которую, “если бы я знал, что может произойти убийство, я никогда не сказал бы”. - Да-да. Но я хочу сказать, что в принципе то же самое было и раньше - пусть не в такой дикой форме, но было. И у Бегина. И у Шамира. Это отвратительное самоунижение перед левыми. Даже когда они кричат, как будто споря, - это истерика от комплекса неполноценности. И поэтому они проигрывают. И все это тяготений к миру с левыми, к диалогу - оно сводится к односторонней капитуляции. Без боя. Вот как сейчас, с этим правительством. - Что же делать? - Не знаю. То есть что делать с ними - я не знаю. Я знаю, что делать с собой. Я буду делать все, что я могу, в любых условиях, при любых обстоятельствах, которые мне даны. Я и наше радио. Моря у нас никто не отнимет. Мы вещаем с моря, с нашего корабля. - Кстати, если мы снова вернулись к вашему радио, к “7-му каналу”. Мы так хотим быть большинством. Все время доказываем другим и себе, что нас большинство. И впадаем в растерянность, если становится похоже, что нет, все-таки меньшинство. А почему, собственно, так нужно бояться быть меньшинством? В тоталитарном Советском Союзе крохотное меньшинство инакомыслящих (инакомыслящие были там всегда, несмотря на все преследования и террор) спасло душу - если не всему обществу, то по крайней мере себе. В еврейской истории так было вообще всегда -меньшинство оставалось верным Торе и спасало народ. Да ведь и судьбу выборов решило, в сущности, не большинство, которое проголосовало, а меньшинство, которое верило и поднимало дух народа. Даже не меньшинство, а единицы. Такие, как вы с вашей программой, укрепившей надежду на победу в сердцах многих. - Я не знаю, удалось ли мне поднять кому-то дух, но хочу верить, что вы правы. А что касается меньшинства, я в принципе с вами согласен. Лично я никогда не боялся быть меньшинством. Вся моя биография тому доказательство. И в любой действительно демократической стране быть меньшинством - это норма. Но мы-то живем здесь под властью большевиков. И потому нам, которые не- большевики, так важно быть большинством и так необходимо быть им. - Сейчас, задним числом, я очень ценю ваш вклад, вклад вашей программы. Но тогда, признаюсь откровенно, мне казалось иногда, что это “перебор”, что вы “как они”, только наоборот. - Я совершенно сознательно старался быть “как они”, по форме. То есть быть резким, однозначным, без нотки сомнения в голосе, даже если у меня самого такие сомнения были. Именно потому, что надо было людей вдохновить, поднять дух. Помочь людям справиться с отчаянием, почувствовать уверенность в своей правоте. - Это по форме. А по содержанию? - А по содержанию - все очень просто. Говорить правду. Точка. Не мудрствуя. Не заигрывая. Этому принципу я был и остаюсь верным. И останусь. До могилы. По-моему, на нашей станции так работают все. Исключений не знаю. - Скажите, откуда у вас брались силы - тогда, в такой тяжелой ситуации? Для вас, быть может, тяжелой в особенности. Потому что вас травили, называли фашистом... Чего только не говорили. - Сейчас тоже, хотя это, конечно, уже не то. И даже из нашего лагеря кое-кто укоризненно на меня посматривает. Некоторые. Ну - экстремист. Я и сам про себя говорю, что экстремист. - Так где вы все-таки черпали силы? В вере? В том, что вышли из лагеря левых - лагеря победителей - и не были приучены жить на коленях? - Да, пожалуй... И еще одно, очень важное для меня... Знаете, я вовсе не так молод, во время выборов мне было 57 лет. И вот я пришел к тому, что готов был отдать жизнь, только бы сбросить это большевистское, это антиеврейское правительство. И в молитвах своих... я говорил Б-гу, что готов отдать жизнь. Не только за Эрец-Исраэль, хотя это для меня необыкновенно важно. Из-за того, что они сделали нам, что они с нами делали. Вели себя с нами так, как будто мы животные, крысы, тараканы. Все что угодно, только не люди. Не люди, равные им. Да, я был готов идти до конца. Идти в тюрьму. Я знал, что меня могут посадить. Ну и что? Бывало, сиживали в тюрьмах весьма неплохие люди. В СССР, например... Весь вопрос, как далеко ты можешь пойти ради своей правды. Это непросто. Это бьет по семье, детям, по заработку, по репутации. Даже единомышленники, даже друзья иногда кривились - я был на их вкус слишком резок. Но ничего не поделаешь... Потому что, когда ты стоишь перед Б-гом, и Он спрашивает тебя: “Вус гост ду гемахт, ингеле? Все время был человеком, а потом испугался и стал скотиной?” Когда ты стоишь так перед самим собой и перед Б-гом, то надо отвечать. Да, я хочу остаться человеком до конца. До самого последнего конца. И я очень надеюсь, что смогу справиться с этим. - Вы описали, как чувствовали себя при том правительстве... А что с новым правительством? То, что тогдашние лидеры оппозиции называли катастрофой, национальным самоубийством, сегодня они делают это собственными руками. Приняли на себя обязательства по договорам, подписанным в Осло, и тем самым приняли в свои души эту ложь, когда катастрофу называют миром. Какова ваша позиция сейчас? Вы тоже, как многие, боитесь свалить это правительство, потому что вместо него придет Барак? Вы заметили, что нет и массового сопротивления политике правительства? Но, с другой стороны, отдавать свою землю, соучаствовать в этом? Ваша правда остается в силе и в этом запутанном и темном лабиринте? - Что касается отсутствия протеста, вы здесь не совершено правы. Люди проснулись, приходят в себя после этого длительного шока. Кстати, я хочу напомнить вам, что и тогда, в период правительства “Аводы” - МЕРЕЦа, протест начался отнюдь не сразу. Что же касается моего места, оно все там же. И принципы все те же. И в основе - все тот же вопрос... Что ты лично сделал, парень, чтобы остановить это? И как далеко ты готов пойти ради своей правды? Это не политика. Не вопрос партий. Не правое - левое. Не Биби - Барак. Это именно - правда. Твоя способность быть верным ей и защищать свой выбор. Каждый решает сам. Я тоже. Я решил давно. Перед своей совестью и перед Б-гом. |
Авторский сайт Раисы Эпштейн |
|
СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ »» | К главной странице>> |