Раиса Эпштейн
Марш к свободе, или Кончина режима Осло
Юная четырнадцатилетняя родственница-сабра, шедшая рядом со мной и другими друзьями и родными по ставшему вдруг тесным от множества наполнивших его людей побережью Гуш-Катифа, сказала, радостно сияя лицом: "Они, видя такое, конечно же, откажутся от своего ужасного плана!". Вспомнилось, что почти такие же слова произносили многие участники демонстрации осенью 1993-го , после которой тогдашний глава правительства Ицхак Рабин произнес свое знаменитое: "Гем ло мезизим ли!" Но я не стала рассказывать об этом девчонке, бывшей в ту пору пятилетним ребенком - и не только потому, что не хотела разочаровать ее и омрачить такое прекрасное настроение. Я не стала рассказывать ей о той демонстрации и тех утерянных иллюзиях не потому также, что была согласна со сказанными ею словами. Нет, конечно же, она не права: "Они, видя такое", от своего плана не откажутся. Но дело не в них, а в нас. И это - главное.
***
25 апреля на интернет-сайте Галей-Цахал появилось сообщение, в котором были изложены: информация об отказе Нетаниягу и Ливнат участвовать в пропаганде в пользу шароновского плана отделения; прогноз тотально зависимого от Шарона министра безопасности Мофаза относительно того, что ликудники дружно поддержат шароновский план, потому что он "хорош для государства Израиль во всех отношениях, и нельзя бездействовать, а нужно проявить инициативу"; и наконец, заявление самогоШарона, в котором он возвращается к хорошо отработанному манипулятивному ходу ликудовских лидеров, систематически отказывающихся от выполнения своих демократических обязательств:
- -затушевывая собственную вину в невыполнении политической платформы, за которую проголосовало большинство избирателей, они переносят ее на тех, кто - как это и принято в нормальной демократии - наказывает обманщиков, лишая их власти;
- -лишая, таким образом, всякого реального смысла выборы и растаптывая, тем самым, самый базис демократического режима, они выдают это глубоко анти-демократическое поведение за "умеренность" и представляют экстремистами именно тех, кто совершенно справедливо требует от них подчинения демократии.
В упомянутом материале было сообщено следующее:
"Шарон в конце этой недели принял решение усилить резкость выражений против Совета поселений ЕША и других правых кругов, действующих в целях провала плана отделения на референдуме Ликуда: "Все знают, что правые сборосили правительства Ликуда в 1990-х годах и пытаются сделать это сейчас. Голосование против отделения равноценно голосованию за падение правительства", - говорит Шарон".
http://glz.msn.co.il/glz/news/D310708F32164FA8A081EF1E27DDFC66.htm
Важность сообщения заключалась, однако, не столько в нем самом, сколько в откликах на него читателей сайта:
Гидеон, Петах-Тиква. На этот раз очень важно, чтобы правые свалили правительство. Коррумпированная семья, захват власти над партией и над государством. Пора отправить их домой, на ферму.
Эли, Ашдод. Шарон - это Омри. Шарон и сын продают нас во всех отделениях Ликуда.
Йоси, Гуш-дан. Нет ничего общего между этим семейством Коза-Ностра и государством. Я очень надеюсь, что ликудники скажут это своим голосованием против плана Шарона.
Гражданин-2. Сбросить правительство Шарона сегодня не означает - сбросить правое правительство. Это означает - сбросить правительство левых экстремистов. Именно поэтому реферерендум проголосует против Шарона огромным большинством.
Додали. Тель-Авив. Мофаз тоже присоединился к тем, кто разочаровал народ. Нам уже не на кого надеяться - только на Отца нашего, что на Небесах и на земле. Все эти "лидеры" падают как тряпичные куклы прямо на наших глазах: Шарон, Нетаниягу, Ливнат, Сильван Шалом, а вот теперь и Мофаз. Но у каждой Субботы есть свой исход субботы. Не забудем и будем помнить, когда наступят выборы, как они повели себя в момент истины. И не только их, но и Мафдаль, приклеившийся к креслам и не имеющий силы оторваться от них.
Миро. Голос умеренного и разумного Ликуда не слышен. На что надеются эти из ЕША - что если придет левое правительство, то это будет лучше? Нужно поддержать план отделения и надеяться, что больше не будет отступлений.
Йоси. Гуш-дан. Ответ Миро. Принять программу Мицны и Мереца - это не "умеренный и разумный" Ликуд, а обыкновенная левая. А что касается сброса правительства: похоже, что Шарон порядком напуган Все наоборот, голосование за его план приведет к уходу правых.
Пильпель, Хайфа. Отступление тянет за собой дальнейшие отступления. Если отделимся (то есть отступим) сейчас, то окажемся в тяжелейшей необратимой ситуации, при том что само отступление не даст нам никаких преимуществ, а наоборот - приведет к разрушению еврейских поселений и потере нашей способности защищать себя....И к Нетаниягу и Ливнат. Ошибка уже совершена вами, и слишком поздно притворяться, как будто вы полу-поддерживаете - и полу-не поддерживаете. Если бы вы не поддержали план, то заслужили бы уважение народа. Но теперь уже поздно.
Ликудник. Дорогие министры, ваш провал уже неисправим. Особенно отвратительно, если вы не согласны с этим безумным планом, зная, что он дает огромные примущества террористам, в том числе с точки зрения совершения кошмарных супер- и мега-терактов, - но поддержали его исходя из политических расчетов. Но в этом есть и некоторая польза: открылась ваша политическая срамота. У вас - Нетаниягу, Ливнат, Шалом - нет ни малейшего мужества, требуемого для спасения народа от надвигающейся катастрофы. Вы, претендующие на роль лидеров, в действительности совершенно не способны, из-за своих трусости и оппортунизма, возглавить даже мелкий отдел Ликуда в провинции. Так кто же возглавит народ и государство перед лицом террора и угрозы самому нашему существованию? Я верю, что из народа выйдут честные и способные граждане (да, прежде всего честные, но также способные) и выведут израильское общество и государство из мерзкой навозной ямы, в которую вы и ваши левые политические противники столкнули нас. Есть надежда! Если только сумеем выйти из состояния апатии, равнодушия и нашего эгоизма - и проложим честный путь для блага нас всех.
Эйтан Морад. Хайфа. Шарон, что ты получишь за трансфер евреев? Нет никаких причин для этого. Есть только слабый, старый и подозреваемый в криминальных преступлениях глава правительства. Неужели это достаточная причина для осуществления этой жестокой акции?
Ури. Тверия. Вечный народ не боится длинного пути. Эрец Исраэль принадлежит нам навсегда. Мы не уступим ни миллиметра. Эту Землю дал нам Всевышний, и наш долг сохранить ее!
***
28 апреля в новостях "Коль-Исраэль" было сообщено, что Шарон намерен сделать заявление, что голосование ликудников на референдуме по вопросу отделения будет иметь статус выражения доверия (или недоверия) лично ему как главе правительства государства Израиль. Через некоторое время после передачи этой информации собственный корреспондент радиоканала "Решет-Б" Шмуэль Таль прокомментировал ее и пояснил, что в случае провала плана Шарона на референдуме и, значит, "потери доверия лично ему" со стороны большинства ликудников, речь идет не о внеочередных выборах, а всего лишь о том, что "премьер пойдет к Президенту". Как сам Шарон, так и самоотверженные солдаты его нынешнего 101-го полка (о, ирония культов личности, даже если это личности и культы не социализма, а сионизма!) - от Эхуда Ольмерта из политики и до Ханана Кристалла из СМИ - наверняка уверены, что "глупый народ" не поймет спрятанного в собкоровских словах секрета.
Секрет состоит в том, что заявление Шарона - если таковое будет сделано - ничуть не изменит его изначального намерения. Если референдум проголосует за "отделение", то Шарон выгонит из трансферистского правительства правых министров и посадит туда Переса и компанию.Если же референдум проголосует против, то Шарон пойдет к Президенту, чтобы тот сначала принял его формальную отставку, а затем утвердил новый состав правительства без правых министров, но с Пересом и компанией.
Возникает вопрос. Если заявление Шарона не меняет его изначального намерения, то какой смысл того или иного голосования ликудников на референдуме?
Ответ на этот вопрос выходит за рамки политики, потому что он выводит нас из "навозной ямы", о которой писал в своем отзыве пользователь интернета, назвавший себя "ликудником", на чистое от грязной политическо-мафиозной арифметики пространство правды. Если референдум скажет шароновскому плану отделения "Нет!", - то смысл этого состоит в том же, в чем состоит смысл происходящего в последнее время пробуждения народа - и, конечно, в том же, в чем состоит смысл поистине великого события, происшедшего в нынешний День Независимости.
***
Формально вторник 27 апреля был очередным "синим" днем календаря - еще одно празднование рождения государства, раз в году отмечаемое видавшими виды израильтянами пикниками на природе со слегка культовым обрядом, называемым в народе "лаасот аль-ха-эш" .
В действительности же в нашей стране произошло в этот день событие огромного исторического и духовного значения - ибо потрясающее восхождение в Гуш-Катиф было и навсегда останется в истории не рядовой политической демонстрацией, как это пытаются представить СМИ, а демонстрацией глубокой преданности еврейским ценностям и во весь голос сказанным нами "Нет!" трансферу евреев с их Земли.
***
То, что мы пережили более чем за десять лет, прошедших со времени заключения называшихся тогда "норвежскими" соглашений - это власть тоталитарного режима Осло. Как любой другой тоталитарный режим, он держался на тотальной лжи и на слепой вере абсолютного большинства народа в эту ложь. Я говорю об абсолютном большинстве - потому что главной опиравшей этот режим ложью была не навязанная народу вера в "мир" , а вера в подлинность демократии, в подлинность выборов, в подлинность разделения на левых и правых и их якобы судьбоносной борьбы между собой. К этой главной вере очень странным для "демократии" образом присоединялась вера в вождей, доходящая до создания настоящих культов. Правые много смеялись и продолжают смеяться на культом Рабина у левых. Но культ Биби у "бибистов", культ Шарона у "шаронистов" и общая тем, другим и третьим тяга к поиску "хороших вождей" не многим отличают в этом смысле представителей национального лагеря от их идеологических и политических противников.
И вот теперь маски сброшены. Потерпевшим разочарование шаронистам не убежать от мифа Арика к мифу Нетаниягу, а потерпевшим разочарование от обоих - не убежать к "нашей Лимор Ливнат". Правда, шаронисты были готовы пойти по второму кругу после Ямита, а бибисты, уговорив себя забыть Хеврон и Уай, еще совсем недавно надеялись, что Нетаниягу спасет от погрязшего в коррупции Шарона. Но как написал в своем отклике "Додали" из Тель-Авива, "все эти "лидеры" падают как тряпичные куклы", и как написал уже процитированный нами "ликудник", немалая польза есть и в этой открывшейся "политической срамоте".
Польза состоит в прозрении. Прозрение и отказ от иллюзий и облегчающих мифов - это единственный путь освобождения от тоталитаризма. Его побеждают не горбачевы, и (при всем моем глубоком уважении к этому хорошему еврейскому человеку) не Моше Фейглины - не перестроечные вожди и не еврейские "манхиги" - а просто народ, рядовые люди, отказывающиеся от культовых и мифологических подпор и обретающие мужество смотреть в глаза правде, какою бы тяжелою она ни была. С этого, и только с этого, начинается путь, ведущий от рабства к свободе. По-еврейски это называется выходом из Египта и изгнанием Египта из себя.
Мне кажется, что мы вступили на этот путь сейчас. В борьбе за открытие глаз и души каждого ликудника. В восхождении в Гуш-Катиф, в котором участвовало гораздо больше людей, чем те, кто непосредственно был там, пробившись вовнутрь или оставшись на подступах, не потеряв и на них уже набранной высоты.
Они не смогли нас убить: ни физически, ни духовно. Их манипуляции больше не действуют . Их ухищрения уже не помогут. Они проиграли - и это останется правдой, даже если они сумеют подделать результаты референдума. Это уже ничего не меняет. Это не изменит для них ничего.
Начался величественный марш независимости народа от всех и всяческих манипуляций, производимых торговцами его Землей, верой, совестью и жизнью. Он не закончился в тот вторник 27 апреля . Мы только в самом начале пути. И все-таки я хочу запомнить этот день. Я уверена, что он войдет в историю.
Восьмой день месяца Ияр 5764 года, 23 день счета Омера,
29 апреля 2004
|