Авторский сайт Раисы Эпштейн

К главной странице>>

Раиса Эпштейн

Осло или Великий обман

(Заметки из дневника)

Предисловие

В субботних приложениях Маарива и Едиот ахронот от 13 июля 2001 были опубликованы прощальные интервью с покидающим свою должность послом США в Израиле Мартином Индиком. Индик известен в качестве горячего сторонника Осло, который в течение двух посольских каденций в Израиле даже не скрывал своих настойчивых попыток оказывать открытое и довольно грубое влияние на израильское общество и внутреннюю политику государства в этом направлении. 

В интервью, о которых идет речь (журналисту Маарива Бену Каспиту и журналистам Едиот ахронот Нахуму Барнеа и Шимону Шиферу) Индик сказал две замечательные вещи. Одна из них предельно точно выражает оруэлловскую суть разрушительной и смертоносной утопии Осло, называемой словом «мир», что в сущности означает жизнь. Другая дает повод тому, кто готов к этому, попытаться переосмыслить устоявшуюся точку зрения о пресловутом американском давлении на Израиль – точку зрения, снимающую, в сущности, ответственность за происходящее с избираемых нами политическх лидеров и, в конечном счете, с нас самих. 

Каспит спросил возвращающегося домой дипломата, огорчен ли и разочарован ли он тем, во что превратились сегодня норвежские соглашения, в реализацию которых он вложил столько сил, и чувствует ли он себя в этой связи преданным. 

Нет, - сказал дипломат, -я только сожалею. После этого он и произнес эту великолепную оруэлловскую фразу, из-за которой я цитирую данный фрагмент интервью. «Но я продолжаю придерживаться мото Черчиля», - сказал он, и процитировал ставшие достоянием истории слова, сказанные самым мужественным из политических лидеров 20-го века, спасшим честь своей страны отказом капитулировать перед чудовищем нацизма : «Никогда, никогда, никогда не уступать!».

И дальше - процитировав своего, как по-видимому он думает, духовного учителя - продолжил г-н Индик и так связал его мужество со своим и его борьбу с нацизмом со своей борьбой: «Борьба за мир жива и существует, и это – единственный путь». 

Поскольку я пишу свои статьи не для глупых людей, то думаю, что мои разъяснения и комментарии к сказанному г-ном Индиком были бы совершенно излишни. Но кое-что я прокомментировать все-таки бы хотела. 

Не сомневаюсь, что и умный человек подумает или скажет, выражая свое отношение к словам дипломата, что-то вроде: «Ах, эти гады, американцы. Они сидят там у себя в своей безопасной Америке и проводят эти жуткие эксперименты над нами. И что – ну правда, что?! – могут сделать против их массированного давления политические лидеры нашего государства, во всем зависящего от США?». 

Ну так вот. Именно этому не глупому читателю я хочу подбросить в качестве дополнительного материала для размышлений вторую вещь, - ту, которую г-н Индик сказал в интервью для Едиот ахронот.

- Вы, конечно, видели плакаты и листовки, призывающие поставить под суд "преступников Осло" . Не возникало ли у Вас опасения быть приглашенным однажды в суд в качестве обвиняемого или, в лучшем случае, в роли свидетеля? спросили Индика интервьюеры. 

- Да, Осло провалился, сказал Индик. Но следует помнить, прежде всего, что мы, Соединенные Штаты, не были в там, в Норвегии. Мы приняли этот договор, когда он уже был заключен между Израилем и палестинцами, и только после этого мы стали помогать обеим сторонам осуществить его.Я хочу напомнить также, что ООП была у нас включена в список террористических организаций. Мы вычеркнули её из этого списка из-за вас. Я считаю весьма положительным то, что, инициировав Осло, вы действовали самостоятельно. Но именно поэтому вся ответственность лежит на вас. И я не советую вам искать ответственных в других местах.

* * *

Вскоре после избрания Ариэля Шарона премьером Израиля и Джорджа Буша президентом США стало известно, что американцы намерены вернуть ООП в список террористических организаций. Они заявили также, что не будут больше употреблять выражение «мирный процесс» и что Арафат, занимающийся террором, не будет принят в США. 

После неофициального визита Бейлина и официального визита министра иностранных дел Израиля Переса в Вашингтон принятие решения о внесении ООП в список террористических организаций было приостановлено. Осведомленные источники полагают, что без согласия главы правительства Израиля Ариэля Шарона, министр иностранных дел Шимон Перес просто не мог высказать американцам подобную просьбу и - что самое главное – даже если бы таковая была высказана, американцы ни в коем случае не отнеслись бы к ней как к достаточному основанию для изменения своей политики на Ближнем Востоке.

В Маариве от 13 июля опубликована статья Амнона Данкнера под названием «Великий обман». Привожу несколько цитат из этой небезынтересной статьи ведущего израильского журналиста, настойчиво подчеркивающего, что он остается и сегодня человеком левых взглядов и сторонником исторического компромисса с палестинцами.

«Перес, вместе с покойным Ицхаком Рабином, подписали с Ясером Арафатом соглашения Осло, результат которых виден теперь всем. Любой по-настоящему порядочный человек – и совершенно неважно, какова его позиция в отношении явного вреда оккупации и явного вреда поселений - просто обязан сегодня задуматься над вопросом, не попал ли Израиль в страшную ловушку из-за одного из самых чудовищных во всей человеческой истории планов обмана – обмана целого народа».

« Есть люди, придерживающиеся точки зрения, что сама идея Осло была правильной и перспективной, а то, что провалилось, – это ее исполнение. Соответственно, всю ответственность за провал они возлагают почти исключительно на Израиль, видя проблему в том, что процесс был растянут и заторможен из-за политических соображений ( в то время как согласно изначальному плану он должен был завершиться через пять лет после подписания норвежских соглашений

быстрыми переговорами об окончательном урегулировании), что не была прекращена оккупация со всеми ее ужасами и что значительно возросло количество поселенцев на территориях.

Верно, говорят они, также палестинцы внесли некоторый вклад в то, что случилось. Но, - тотчас же добавляют сторонники этой точки зрения,- слабым более, чем сильным, позволительно ошибиться.

Но главный вопрос, которым следует задаться помимо проблемы ответственности той или другой стороны за происшедшее, это вопрос о том, не были ли норвежские соглашения с палестинской стороны уже с самого начала преднамеренным обманом Израиля, предпринятым с целью, бесконечно далекой от целей мира, компромисса и сосуществования.

Базисом Осло было взаимное признание Израиля и ООП. То есть национальное палестинское движение, - так предполагалось, - признало за государством Израиль право легитимного существования. И вот сегодня становится все более ясным, - особенно после начала интифадыЭль-Акса, - что такого намерения у палестинского руководства в действительности никогда не было. Арафат использовал норвежские соглашения чтобы выкорчевать умеренных палестинских лидеров в Рамалле и Газе – тех, которые действительно были готовы к компромиссу - и вместо этого укоренить свою политическую структуру на территориях не для того, чтобы привести со временем к сосуществованию двух государств для двух народов, а чтобы использовать эту политическую структуру в качестве еще одного этапа и средства в его продолжительной и глобальной борьбе, промежуточная цель которой - изнурение Израиля, а также раскол и раздробление израильского общества на враждующие друг с другом и ненавидящие друг друга группы, лагеря и кланы, в то время как целью конечной является овладение всей территорией между Иорданом и морем, то есть полное уничтожение нашего государства .

Незадолго до своей кончины Фейсал Хусейни дал интервью египетской газете, в котором открыто признал, что именно это было действительным намерением палестинцев. Но, в сущности, не было никакой нужды в признании этого человека (морочившего головы тысячам израильских миролюбцев во время их интимных встреч, на которых он соблазнял их своим сладкоречием) чтобы понять, что в действительности произошло. Стаи палестинских деятелей и их птенцов с впечатляющей откровенностью выкрикивают и высвистывают в последние месяцы эту горькую и трагическую для нас правду с каждого дерева и с каждой крыши. Их настойчивое требование о включении права на возвращение в любой договор об окончательном урегулировании дает ей открытое и формальное подтверждение.

На этом фоне грустно и неприятно было видеть израильскую делегацию мира, во главе с нашими знаменитыми писателями Амосом Озом, Алеф-Бет Йегошуа и Давидом Гроссманом, встречающейся с Ясером Арафатом, Абад Рабу, Ханан Ашрауи и Саибом Арикатом в одновременно отчаянной, патетической и искренней (но только с одной, израильской стороны) попытке вдохнуть новую жизнь в мирный процесс.

Вопрос, который меня по-настоящему волнует – это почему вполне разумные и руководствующиеся самыми добрыми намерениями люди готовы снова и снова выступать в этой жалкой роли - готовы служить орудием в руках палестинской автономии каждый раз, когда у той возникает очередная потребность выбросить в сторону израильского общественного мнения очередную порцию своей лжи. Вопрос, который меня волнует – это почему Йоси Сарид решил стать импрессарио в лживых спектаклях Ясера Арафата, которые тот дает перед израильскими журналистами. И еще вопрос, связанный с первыми двумя: Может ли быть, что и у части израильских левых не чиста совесть? Может ли быть, что они испытывают чувство вины и что им есть что скрывать, и именно это обстоятельство способствует их чрезмерной активности, призванной прикрыть и затушевать их грехи и ошибки? Может ли быть, - иначе говоря, - что и они приняли посильное участие в Великой палестинской лжи?»

«В своих статьях периода заключения норвежских соглашений горячо поддерживавший их Алеф-Бет Йегошуа писал, что если все-таки палестинцы нарушат их «огнем и кровью», то он будет первым, кто потребует самых жестоких военных действий против них со стороны Израиля. Стоит ли указывать на то, что огонь и кровь уже довольно скоро были, но Йегошуа все-таки не выполнил своего обещания. Когда стали доноситься известия о тяжелых высказываниях палестинских лидеров, включая самого Арафата, сторонники Осло игнорировали их или пытались представить как ничего не значащую риторику – и тем внесли свой вклад в палестинский план обмана Израиля. 

Но самый лучший пример действенного участия израильских левых в палестинском обмане проявился в динамике отношения к вопросу о палестинском государстве.Поскольку наша национальная память слишком коротка, не мешает напомнить, как развивались события вокруг этой темы. Многие наверняка удивятся, вспомнив, что еще довольно долгое время после подписания норвежских соглашений архитекторы Осло Рабин и Перес не только четко, ясно и абсолютно однозначно выступали против палестинского государства, но и представляли убедительные аргументы, доказывающие опасность такового. Сама возможность "продажи" ими этих соглашений общественному мнению базировалась главным образом на посылке, что государство палестинцы ни в коем случае не получат.

И тогда – одно из двух: или Шимон Перес и его компаньоны (с покойным Рабиным трудно вести счеты, поскольку он был убит на ранней стадии развертывания этого процесса) были в него втянуты невольно, в силу самой динамики действительности, и тогда самое мягкое, что можно о них сказать - это что они никудышные политики; или же они знали с самого начала –и это, в сущности, было довольно ясно каждому, кто внимательно следил за происходящим – что этот результат (установление палестинского государства) является неизбежным. И тогда нет иного выхода, как сказать об этих людях, что они осознанно и хладнокровно обманули израильское общественное мнение и продали ему эту горькую таблетку в сладкой и лживой обертке.

И снова вопрос: Действительно ли Йоси Сарид, в момент, когда он выступал на конференции Мереца против решения о разделе Иерусалима, верил в это – или же поступал таким образом понимая в тот момент, что большинство членов партии еще пока не созрели, чтобы проголосовать за это предложение (были же времена, а? ), и потому был готов временно притормозить его, пойдя в этих целях на сознательный обман общественности?»

«Одним из путей "продажи "Осло обществу было заверение, что все зависит от нас, что это мы даем палестинцам шанс и что, если они этот шанс упустят, продолжив осуществлять враждебные действия против Израиля и его граждан, то получат ужасающий удар не только за сами эти действия, но и за то в особенности, что так грубо обманули оказанное им доверие. Сейчас люди, которые в свое время заверяли нас во всем этом, не только не собираются выполнить обещанное, но напротив, предупреждают нас, - и предупреждают, надо сказать, обоснованно, - что такого рода удар взорвет весь регион и приведет к тому, что Израиль и его политические лидеры окажутся посаженными на скамью подсудимых, заранее подготовленную для всякого рода милошевичей.

Одна из лживых мантр Осло, применяемая всякий раз, когда Арафат очередной раз проявляет себя во всей своей убийственной красе, утверждает, что не нам определять, кто может быть нашим партнером. Смотрите, как бы говорят нам, этот человек , конечно, мерзавец, и его подпись не стоит ни гроша, и он действительно посылает своих гангстеров убивать нас. Но что поделаешь, он вождь, избранный своим народом. И потому только с ним мы можем вести дела.

Это утверждение лживо в самой своей основе. Ибо если верно, что он вождь, и если верно, что он не намерен всерьез прийти к миру с нами, а только морочит и использует нас для того, чтобы нас же и убивать, то мы должны не размышлять над вопросом, заменять или не заменять его,а тотчас же прекратить иметь с ним всякое дело, не говоря уже о недопустимости возвращения к прежним лживым играм с ним, которые мы до сих пор по привычке называем словосочетанием "мирный процесс".

Данкнер, подчеркивающий, как я уже сказала, что он остается противником «оккупации» и поселенчества, считает себя обязанным четко различить два вопроса: Великую ложь Осло и необходимость (с его точки зрения) уйти с «территорий». В сознательном и намеренном спутывании этих двух проблем, - утверждает он, - состоит еще один элемент все того же продолжающегося обмана. Лжецам Осло удобно представить дело так, что те, кто разоблачают этот обман, должны обязательно быть сторонниками поселений и оккупации, и те, кто убежден, что Осло потерпело провал, автоматически приближаются к правым. Такое представление вещей позволяет «сиротам Осло», как их едко определяет журналист, представлять каждого, кто отвергает эти соглашения, «как будто на голове у него выросла кипа, а в сердце – Целостная Эрец-Исраэль». И так далее. Как и во всех других своих критических статьях , касаются ли они Осло в целом или выражают сочувствие к расстреливаемым арабами поселенцам, Данкнер посвящает целый период доказательству того, что он не относится к числу тех, к кому относиться неприлично, непристойно и невозможно – то есть: что он не правый, не поселенец, а просто честный и порядочный человек. 

Проблема, однако, в том, что главного Данкнер, похоже, не замечает или не хочет заметить. Сама его боязнь быть идентифицированным с правыми и\или поселенцами говорит кое о чем. Она говорит о том, что им, поселенцам и правым, нельзя то, что можно хоть и бунтующему, но все еще левому Данкнеру. А если Данкнер, скажем, стал бы вдруг правым или (тьфу! тьфу! тьфу!) поселенцем, то ему тотчас же стало бы запрещено то, что было можно , когда он был там, где он действительно находится сейчас.

Амнон Данкнер заключает свою статью следующими словами:

«Вопрос, над которым каждый должен задуматься сегодня, таков: Если бы я мог вернуться на машине времени в 1993 год, то поддержал ли бы я Осло, заранее зная то, что я знаю сейчас? 

А тем, кто забыл, в какой ситуации мы были в1993-м году, я напомню: интифада практически задохнулась; Арафат покинут всем миром, бойкотирован арабскими государствами; его сила и влияние нейтрализованы почти полностью из-за поддержки им Саддама Хусейна; и он сидит в далеком Тунисе, будучи кандидатом на ссылку, вместе с его штабом, оттуда в Йемен; никто еще слыхом не слыхал о взрывах самоубийц; нет хорошо вооруженных и организованных палестинских сил на расстоянии пешеходной прогулки от израильских городов и военных баз.

Такова ситуация. И теперь скажите , только честно: стоило делать это всё?

И если вы опять скажете мне, что альтернатива могла быть только хуже, то ответте, пожалуйста, только честно, на еще один мой вопрос:  Разве сегодняшняя действительность не хуже любого сценария , какой только можно вообразить?»

Некоторые считают, что Данкнер пишет свои критические статьи об Осло и все еще проталкивающей его части левых не из исключительной любви к истине и не из великого героизма, а потому что у этого общественно очень сильного человека есть своя не каждому понятная игра. Замечают также, что он позволяет себе писать только то, что уже стало внутренним, не обязательно явленным во вне консенсусом в неких очень не узких и очень не мало влиятельных, и, разумеется, правильно-левых кругах. Ничего, что было бы в этих кругах неприемлемо, Данкнер не напишет, - убеждены те, чью точку зрения я излагаю здесь.

Сама я интуитивно готова принять это утверждение. И может быть, не только интуитивно – когда я вспоминаю, например, выступления очень авторитетного и влиятельного в классической левой среде человека, профессора из Еврейского университета в Иерусалиме Шломо Авинери. И принимая это утверждение, я могу добавить к нему, что тогда точка зрения Данкнера тем более интересна нам всем. Например в смысле явного парадокса, заключающегося в том, что с точки зрения широкого консенсуса влиятельных кругов классической левой Осло воспринимается как исчерпавшее себя и даже как Большой обман или ошибка, а с точки зрения нашего правого премьера Ариэля Шарона – как цель, к которой нужно вернуться и обязательно ее продолжать.

13 июля, йом шиши,накануне шабата

Убиты два человека в Кирьт-Арба.

Сообщено, что накануне ночью в Рамалле состоялась встреча Омри Шарона с Арафатом. Немного странно. После столь долгого перерыва и при такой напряженной ситуации между нами и палестинцами. Стреляют в машины поселенцев, подкладывают мины, посылают минометные снаряды, ЦАХАЛ уже просто рвется в бой, и ощущение такое, что ему вот-вот разрешат. Похоже, что «прекращение огня» реально уже кончилось .Так, в сущности, говорят и комментаторы. Далия Рабин-Философ сказала Хаиму Зисовичу, в его программе сегодня, что Арафат вмешан во все теракты. Когда Зисович спросил, вмешан ли он пассивно или поощряет их, заместительница министра безопасности ответила, что поощряет, да. 

Что в этой ситуации ищет Омри уАрафата? Меня очень беспокоит этот войяж. Тем более что папа вдруг сказал в Италии, что он напрасно обзывал Арафата нехорошими словами.Следует, мол, стараться не унижать его человеческое достоинство.

Очень странно. Что бы все это могло означать?

15 июля

Еще новость. Перес , возможно, встретится с Арафатом в Каире. 

В сегодняшнем Маариве аршинные заголовки о визите Омри в Рамаллу:

Омри Шарон Арафату: «У папы нет намерения нанести тебе физический ущерб» 

Странно. И все это происходит после того, как опубликован приказ Председателя автономии отстреливать в день по поселенцу. Кстати, незаметно было ,чтобы этот приказ сильно разволновал нашего правого премьера.

Я снова беру в руки газету и читаю статью Эли Камира, Бена Каспита и Йоси Леви о визите Омри в Рамаллу. И вдруг натыкаюсь на несколько слов в ней, которые прожигают меня как огнем: «Он (Омри – Р.Э) также передал четкое предупреждение от отца Арафату и его людям: Если произойдут тяжелые теракты в пределах Израиля, регион может взорваться войной».

«В пределах Израиля» ? – стучит и больно бьет у меня в висках.

т о е с т ь п о с е л е н ц е в и м у б и в а т ь м о ж н о ?

В программе первого государственного телеканала «В семь тридцать» Одед Гранот комментирует встречу Переса с Арафатом. Ничего конкретного, с его точки зрения, там достигнуто не было, но важен сам факт этой встречи. Не как бы случайное пересечение где-нибудь в Лиссабоне, а совершенно официальный прием. К тому же существенно , что Каир возвращен в Процесс. Пересу важно придать его встречам с Арафатом официальный и институциональный характер. В существующей ситуации уже это само по себе – прорыв.

Шарон сказал по поводу этой встречи что-то полушутливое и не вполне внятное .

Приглашенный в телестудию Ивет Либерман дал понять, что главное не в разговорах. Вот если будет возвращение к переговорам под огнем, тогда другое дело. Пока, по Либерману, этого, как видно, нет. Интересно, чего ему, нашему русскому и чуть ли не самому правому в этом правительстве, не хватает: переговоров или огня?

Но самой интересной была, конечно, реакция Бейлина. Я выделю его слова в своем тексте ,потому что это поважнее всех вместе взятых заголовков газет:

Хорошо, что кончилась эта история с «нет партнера».

Вы слышите, господа? Вы поняли? Вы помните, что Бейлин всегда знает, о чем он говорит? И еще известно, что Бейлин, в отличие от других, специализируется на том, чтобы , - когда это уже нужно, - говорить правду. 

Ему задали какой-то вопрос относительно якобы несогласия Шарона. Бейлин и тут сказал, в сущности, чистую правду: «Он мог бы не принимать Осло. Но он обязался на выборах , и после них тоже повторил. А раз уж ты принял – то будь любезен, и выполняй». Так сказал архитектор Осло Йоси Бейлин, который без устали трудится над своим детищем и сейчас.

И был еще обмен вопросом и ответом. Дочка профессора Штрейнхела Яэль спросила , не кажется ли ему, Бейлину, что тут получается какой-то сомнительный в смысле нравственности эффект, когда Перес встречается с Арафатом почти сразу после того, как тот, последний, приказал убивать каждый день по поселенцу.

Лицо Бейлина, как всегда, не дрогнуло. Только медленная замороженная улыбка скользнула по нему. 

«Это всё чушь, конечно, - сказал он. – Я не верю, и никто не верит. Но если бы я верил, например, то ни за что не послал бы своего сына встретиться с ним». 

Очаровательная Яэль легко улыбнулась в экран загадочно и с пониманием. А потом был еще комментарий специалиста относительно того, что нас ждет впереди в свете, с одной стороны, эскалации заметной всем, а с другой – как бы уже совсем институционализированных Пересом встреч с Арафатом. Комментатор сказал, что ближайшие две недели будут решающими в том смысле, что определится, куда пойдут дела и выиграет какая из двух крайних тенденций: к большому пожару или к переговорам уже всерьез.

В Мабате появилась еще одна дополнительная информация. Ее сообщил, если не ошибаюсь, тоже Одед Гранот. Оказывается , в ходе беседы втроем в Каире наш министр иностранных дел предложил отложить вопрос о праве на возвращение на потом. «Мубарак, - сказал, не скрывая своего удивления, комментатор, - это предложение с порога не отверг».

16 июля

Журналисты спросили Шарона, как он относится к предложению Нетаниягу, чтобы кнессет официально отменил Осло, которое когда-то сам утвердил. Шарон сначала правильно заметил, что главное – это не декларации, а действия. Потом подумал и уточнил, что его цель,которую он, как известно, объявил еще на выборах и верен ей постоянно, - это вернуться к мирным переговорам после того , как наступит абсолютная тишина.

Когда у очень приближенного к Шарону министра Ривлина спросили в Аруц-7, сколько они, хорошие правые люди в этом правительстве, будут еще терпеть эту шароново-пересовскую политику сдержанности (гавлага), Ривлин, как всегда в последнее время растерянно и как бы чувствуя явное неудобство, сказал, что они, в сущности находятся при главе правительства, ибо только он избран на прямых выборах огромным большинством.

Я подумала, кстати, что жалко Нетаниягу. Если бы вдруг его предложение об отмене Осло в кнессете выполнили еще при правительстве Шарона-Переса, то ему , если бы он, скажем, победил на следующих выборах, было бы сравнительно легко управлять. Но поскольку Шарон с Пересом отменять Осло даже не собираются, то ему , Нетаниягу, будет неприятно после всех его деклараций делать опять то, что он уже в прошлый раз делал. Но с другой стороны, у него же есть очень сильная гвардия, и в ней немало настоящих блестящих интеллектуалов. И они, конечно, сумеют объяснить народу, почему подписанные соглашения и обязательства непременно надо выполнять.А его помощники поселенцы разъяснят то, что будет нужно, другим поселенцам и всяким крайним правым. В этом у них хороший и прочный опыт из прошлого тоже есть.

Вечером началась Маккабия, и было много тревоги относительно возможных терактов. Но теракт произошел совсем в другом месте – в Биньямине, рядом с остановкой поезда, соединяющего Хайфу с центром и югом страны. Убиты двое – солдат и солдатка. Трое тяжело раненых. Рон Бен-Ишай говорил по телевизору таинственно о реакции ЦАХАЛа, которая пока что задерживается, но обязательно будет. Глава правительства был спрошен на Маккабиаде об его отношении к происшедшему и ответил, что это доказывает недостаточность усилий Арафата в том, чтобы остановить террор. Но главное, - радостно сказал премьер,посылающий сына сказать Арафату, что нельзя устраивать теракты внутри Израиля, - это вот эта солидарность (и он указал рукой в сторону всей Маккабиады). Она показывает, что мы сильны и преодолеем всё.

17 июля

После вчерашней реакции ЦАХАЛа на теракт в Биньмина, которую глава партии Моледет Рехавам Зеэви назвал «издевательской и жалкой», среди правых в правительстве национального единства усиливается критика политики сдержанности, осуществляемой Шароном. Члены кнессета от фракции объединения Ихуд леуми намерены остаться в коалиции, но действовать внутри нее в направлении создания право-национальной оси, которая составит альтернативу уже существующей , по их мнению, оси Осло, возглавляемой Шароном и Пересом. Некоторые включают в эту последнюю ось даже имя «Арафат».

Адвокат Эльяким Хаэцни резко возражает против этой идеи. В интервью для Аруц-7 он высказал мнение, что это правительство нужно сбросить как можно скорее, поскольку оно во все убыстряющемся темпе ведет Израиль к национальной катастрофе. На возражение, что, если его требование будет реализовано, то это станет ухудшенным повторением ситуации, когда ТХИЯ и движение рава Левингера привели к падению правительства Шамира в 1992-м году, и тогда вследствие прихода к власти Рабина начался процесс реализации Осло, Эльяким Аэцни дал ответ, который кое-кому может показаться неожиданным . Я приведу суть изложенной им позиции по памяти и своими словами. 

В действительности все обстоит как раз обратным образом, сказал Хаэцни. Именно пораженческая политика Шарона, кроме всех остальных ее пороков, способствует возвращению левых к власти.Дело в том, что вследствие этой политики левый лагерь, оказавшийся в тяжелейшем кризисе после того как Барак вкупе с Арафатом продемонстрировали всем действительные результаты, к которым привела политическая реализация мессианской идеологии «мира», начал очень быстро и очень пугающе приходить в себя и вставать на ноги. Это происходит потому , что «даже сам Шарон» – мифологический герой израильских войн, на хороший удар которого по Арафату рассчитывали тихонько и сами левые – якобы «продемонстрировал» и «доказал», что «у проблемы нет военного решения» и что лозунг поселенцев «Дайте ЦАХАЛу победить!» лишен всякого смысла, ибо «ЦАХАЛ победить не может».И если это так – заключают удовлетворенно левые - то «наша идеология была верна и осталась верной, мы не ошиблись и путь избран правильно». А если все-таки действительно была сделана какая-то ошибка, то это не ошибка идеи, но ошибка в ее, идеи, реализации. Ошибка, в которой виновен исключительно Эхуд Барак.

Мне лично этот анализ Хаэцни вовсе не представляется неожиданным, и я бы могла добавить в его пользу немало собственных аргументов, развив его дальше в нескольких направлениях. Во всяком случае, я рада, что в слепо-глухом мире израильской политики-ахшав все-таки есть люди (к сожалению, называемые даже самими правыми - «экстремистами»), которые способны мыслить рационально, комплексно и систематично, видеть происходящее в перспективе и вычленять процессы, а не только сиюминутно реагировать на точечные события, происходящие здесь и сейчас.

Но Хаэцни в своем интервью для Аруц-7 не ограничился только изложением приведенного выше положения. Второй высказанный им тезис, в отличие от первого, заставил задуматься о том, что до сих пор мне в голову не пришло.

В эти дни, - сказал он, - произошло нечто весьма существенное для Израиля.

Не знаю, - продолжил он, - все ли обратили внимание на то, что Египет по-настоящему угрожал нам войной. Смысл этого не только в том, что пресловутый «мир» с этим государством оказался блефом. Не менее важно и то обстоятельство, что Египет угрожал начать против нас войну в случае, если Израиль посмеет «прикоснуться» кАрафату. 

Именно поэтому Шарон поспешил послать к Арафату своего сына с пояснениями и обещаниями, что папа не намерен нанести ущерб избранному своим народом вождю палестинцев. Именно поэтому премьер нашего государства вдруг заявил, что он ошибся, называя Арафата Бин-Ладеном. И именно поэтому он послал в Египет Переса, который дал там, в сущности, гарантийное обязательство, удостоверяющее, что Арафату позволено, без всяких опасений относительно настоящей адекватной реакции со стороны Израиля, осуществлять террор против гражданского населения как вне, так и внутри зеленой черты.

Я надеюсь, что все заметили, - продолжил Аэцни, - что после встреч Омри Шарона и Шимона Переса с Арафатом палестинский террор действительно значительно усилился. Надеюсь, что все видели, какой «ужасной» была реакция ЦАХАЛа на вчерашний взрыв в Биньямина и убийство в нем двух израильских солдат. И я надеюсь также, что все обратили внимание на то , как резко сменил тон даже наш министр безопасности, грозивший после всех прежних терактов страшными карами палестинцам и даже намекавший на скорую расправу с Арафатом,который «уже выполнил свою историческую роль». 

Иными словами - заключил свою маленькую радио-лекцию Эльяким Хаэцни - мы имеем полную и безоговорочную капитуляцию Израиля перед египетской угрозой, и это значит, что вот с этого самого момента ЦАХАЛ действительно не может победить. Я уже не говорю о том - добавил Хаэцни - что на фоне все усиливающегося палестинского террора сохраняется и сохранится израильское обязательство заморозить поселения. После согласия Шарона принять выводы комиссии Митчелла и принципы документа Теннета, создающие симметрию между существованием поселений и нацистской, истребительской практикой Арафата, об укрощении террора «на территориях» этим правительством вообще не может идти речь. 

Размышляя над замечанием Хаэцни относительно угрозы Мубарака, я вспоминаю, что за время последней интифады, когда мы еще смели отвечать военно на наглые удары Арафата, уже было несколько кризисных ситуаций, когда некоторые израильские журналисты кричали, что если правительство не усмирит ЦАХАЛ, то Египет начнет против нас глобальную войну . Потом оказывалось, что никакой такой опасности не существовало. И те же журналисты вдруг говорили прямо обратное, намекая даже - тихонько и тонко, для тех, кто понимает намеки - что Мубарак и король Иордании наверняка даже заинтересованы, чтобы мы отправили Арафата куда-нибудь подальше , потому что этот бородатый парень в куфие подвергает сильной опасности стабильность их режимов и весь регион.

То есть получается, - если все эти наблюдения правильны, - что пока мы проявляли решимость бить Арафата, Мубарак ,хоть для вида и надувал щеки, совсем не собирался предпринимать против Израиля ничего. Но когда мы показали ему, как и всему остальному миру, что мы хорошие дети, не отвечаем и не ответим на любые удары, и победа над нарушающим Ближне-восточную стабильность Арафатом совершенно в наши цели не входит, - вот тут-то Мубарак и поднял над нашей головой огромный и очень основательно вооруженный братской Америкой египетский увесистый кулак.

С точки зрения логики эта ситуация вполне понятна. Нестабильность в месте, где мы живем, образуется из-за принципиальной несовместимости Арафата и Израиля. И если мы демонстративно отказываемся нейтрализовать Арафата, значит, желающим стабильности на Ближнем Востоке, - будь то Мубарак с королем Иордании, правительство Буша или европейцы, - не остается ничего иного как нейтрализовать нас.

В вечерних новостях уже можно было, при желании, найти подтверждение сказанному Хаэцни. Террор действительно вернулся в пределы «зеленой черты». Событием , представленным комментаторами СМИ как «поворот», стало падение минометного снаряда в Гило, после которого в этом районе, после относительного долгого перерыва, снова была тяжелая стрельба. Один из ведущих военных комментаторов Рон Бен-Ишай сказал в новостях первого государственного телеканала, что Арафат дал зеленый огонь террору «внутри 

государства Израиль».

Но в тех же новостях было сообщено и о событиях другого рода. Администрация Ориент-Хауза, этого находящегося в сердце Иерусалима - пока еще суверенной столицы нашего суверенного государства – неформального филиала палестинской автономии, подала заявку на проведение в нем митинга памяти Фейсала Хусейни. Наученный горьким опытом разрешенных правительством похорон этого палестинского деятеля, министр внутренней безопасности УзиЛандау проведение митинга в запрошенных заявкой рамках запретил.

На министра Ландау было оказано огромное давление. В рамках этого давления Сарид с Мерецом и Шалом ахшав предупреждали, например, что отказ удовлетворить заявку администрации Ориентхауза в полном объеме приведет к взрыву, и даже заявляли, что он «противоречит еврейской морали» (Раанан Коген).

Но министр устоял. Главной его целью было не допустить участия в митинге представителей ПА, и на это действительно был наложен абсолютный запрет. После полудня на подступах к Ориент-Хаузу были очень серьезные столкновения, связанные с деятельностью полиции по выполнению законности и указаний министра. Арабские члены кнессета и левые радикалы очень старались разжечь огонь.Казалось – так говорят корреспонденты СМИ – что пламя и впрямь вот-вот разгорится. Но в конце концов митинг состоялся именно в тех сокращенных рамках, которые разрешил Ландау. Представители палестинского руководства на него допущены не были.Даже сам Абу-Алла, как докладывают и показывают журналисты, был изгнан оттуда «с позором». Арабские члены кнессета и еврейские левые экстремисты изо всех сил стараются представить свое поражение как победу (см.,н-р, интервью Хаима Ханегби в информационной программе первого государственного телеканала «В семь тридцать»). Но это вряд ли поможет им. Не мешает отметить - хоть это и вполне очевидно - что вследствие деятельности полиции для обеспечения законности не произошло никакого взрыва и даже не началась атомная всеобщая война. 

Этой маленькой победой мы обязаны министру внутренней безопасности , д-ру Узи Ландау из Ликуда. Он победил не благодаря идеологии ревизионистов, которой до сих пор клянутся и те в среде правых, кто давным-давным забыл, что такое побеждать. Он победил потому, что он Узи Ландау – честный и прямой человек, верный своей правде, своей стране и своему народу. Победа в действительности не так уж мала, и совсем не незначительна. Особенно на фоне атмосферы капитуляции и безнадежности, которую источает политика Ариэля Шарона – главы политического лагеря, формально приверженного идеологии Целостной Эрец Исраэль. Не капитулировавший перед угрозами и давлением министр Узи Ландау показал нам всем, что можно и так. 

18 июля

Президент Израиля Моше Кацав, заручившись поддержкой прокуратуры и двух бывших начальников ШАБАКа, принял решение о помиловании Маргалит Хар-Шефи. И хотя всем, и особенно умудренным политиканам из левой, наверняка понятно, что скорее всего это решение инициировано вовсе не Кацавом (совсем недавно закрыты дела членов организации Айяль, которой руководил Шампания, а судебное заседание по делу самого Авишая Равива снова было отложено уже в который раз; к тому же совсем недавно в газете Макор ришон было опубликовано интервью с родителями Маргалит, и они намекают в нем на всякие вещи, которые прокуратуре и ШАБАКу не должны быть приятны) , но чудовищный шабаш, как по мановению волшебной палочки, конечно же начался. Критикующие говорят, что это нагло политическое решение и удивляются, как можно было принять его в нынешних условиях, когда чрезвычайная опасность снова исходит от «митнахалим» (поселенцев).

Было заседание кабинета безопасности, на котором, согласно заявленной повестке дня, обсуждались вопрос о мерах борьбы с террором и проблема установления буферной зоны вдоль зеленой черты.

Министр Рехавам Зеэви сказал после этого в Аруц-7, что по первому вопросу никакого обсуждения и никаких решений, в сущности, не было. Относительно второй темы он был спрошен, не представляет ли установление этой зоны своего рода знак , что здесь будет граница с палестинским государством. Ганди говорил долго и пространно, но лично я никакого определенного ответа на заданный вопрос из его слов не извлекла.

Глава правительства опять сказал, выступая где-то, что это не «авлага», что нам действительно трудно, но надо быть сильными и мужественными, и мы на верном пути (аваль зо-ги дерех нахона). Ох, как я хотела бы спросить этого бывшего героя, что именно он имеет в виду, говоря о «верном пути» , и по какому такому демократическому праву этог слуга народа все время нас поучает - вместо того чтобы подавить террор, и врага, и это проклятое Осло – все то, для чего мы избрали его и усадили на этот трон, на котором он чувствует себя, в то время как мы плачем, обливаясь кровью, так спокойно, так улыбчиво и так хорошо.

19 июля

Оказывается, вчера вводили много армии в Самарию и Иудею. Многие опять думали, что вот уж теперь мы точно по ним ударим. Я уже в это не верю настолько, что даже не заметила «укрепления сил». Сегодня войска выводят обратно.В перерывах между настоящей войной , которую ведут левые и СМИ против бедной Хар-Шефи и поселенцев, проскакивают там и сям еще разные мелкие новости и новостишки. 

Что-то странное случилось в последние несколько дней с грозным министром безопасности Биньямином Бен- Элиезером, который с начала интифады и до самого недавнего времени выглядел (точнее, слышался) наиболее правым (кроме Ганди и Либермана) политиком Израиля.Сегодня он сказал, например, что тот, кто призывает отменить Осло, ведет страну к катастрофе.И вообще, - так вдруг заговорил Фуад сегодня, - эти призывы совершенно оторваны от действительности. Вывод, который лично я делаю из метаморфозы Фуада Бен-Элиезера, - и этот вывод я готова подкрепить некоторыми другими наблюдениями и соображениями,- состоит в том, что действительность, в которой мы живем, изменилась за эти два-три дня совершенно неузнаваемым образом. 

Вот одно из этих наблюдений.

После заявлений Мубарака по поводу ужасного Шарона мы узнали о новой инициативе просвещенного Запада, которой Египет и иже с ним в арабском мире откровенно довольны. Страны «европейской восьмерки» выступили с инициативой решить нашу проблему не то чтобы приведением сюда международных наблюдателей и не то чтобы началом прямой и открытой интервенции, а установлением чего-то такого невразумительного, третьего и нейтрального, что поможет нам с Арафатом быстро и без особых осложнений приступить к мирным переговорам на базе выводов комиссии Митчелла. Журналисты делают вид, что удивляются по поводу присоединения к этому проекту также и США.

Сарид сказал, что это очень правильная идея, и они, Мерец, давно хотели чего-нибудь такого.

Шарон сказал очень спокойно несколько слов, и в них не слышалось како-либо принципиального неприятия этого предложения. Главное ,чего мы ожидаем, - так примерно сказал глава правительства, - это чтобы инициативы не навязывались нам, а чтобы мы принимали их по нашему доброму согласию.

То,что меня больше всего беспокоит в странной истории с инициированной восьмеркой «третьей силой»- это абсолютно рутинный тон обсуждения и реакций. Как будто речь идет о голосовании по бюджету.Впрочем, что это я! Подготовка к голосованию по бюджету сопровождалась бы бурями и громоизвержениями.А здесь – спокойствие. Как будто речь идет о легком изменении погоды. Ощущение такое, что в силу смерти актера на главной роли спектакль заменили , все участники представления об этом, конечно, знают, и только надо постараться усыпить внимание зрителей, чтобы они не заметили подмены обещанной пьесы на другую и не начали требовать возврата денег, потраченных ими на билеты . 

Рон Бен-Ишай, считающийся самым приближенным к Шарону журналистом, комментирует интенсивно иявно намеренно просачивающиеся в СМИ сведения о недовольстве премьер-министра деятельностью ЦАХАЛа. Если кто думал до сих пор, что политическое руководство не дает армии победить, то дело ,оказывается, обстоит совершенно обратным образом. Глава правительства как раз очень переживает, что у ЦАХАЛа нет творческого подхода.И я лично полагаю, что такой подход правда нужен, да еще как, в условиях, когда военный противник ЦАХАЛа – это не кто иной как партнер Шарона-Переса-Фуада в снова вернувшемся к жизни Осло.

В Ум-Эль-Фахм полицией взята банда израильских арабов, собиравшаяся заниматься террористической деятельностью внутри Израиля. Арабские члены кнессета, якобы отвечая на вопросы журналистов по этому поводу,тут же принялись раскручивать заранее заготовленную перевертышем комиссии Ора схему расистского преследования полицией ни в чем не повинных граждан. В жалобы на преследование изящно вплетаются явные угрозы. Опрашиваемые на эту тему левые политики дружно поют давно слаженным хором о том, что эти террористы не более чем «одинокие сорняки», и их поводение отнюдь не отбрасывает никакой тени на законопослушное израильско-арабское население в его абсолютном большинстве.

К решению проблемы соотношения Хар-Шефи, Игаля Амира и всего поселенческого сообщества эта методология, разумеется, неприложима. Вот уже два дня держится на довольно не малом огне напомнившая добрые старые времена кампания атаки на поселенцев. В этом, впрочем, ничего удивительного нет. Если Осло снова жив, то на свое место возвращаются и «враги Осло», они же враги народа, они же экстремисты- митнахалим. Если бы помилование Маргалит в эти дни не было объявлено, то его бы надо было придумать.А может, его и правда придумали не зря именно в эти дни.

В ночных новостях передали о теракте против палестинцев, который, по сообщению палестинцев, совершили поселенцы. Сразу после передачи этой информации чуть не весь Израиль, начиная с левых политиков и кончая Советом поселений , выразил резкое осуждение. Стрельба по еврейским машинам на всех дорогах Самарии и Иудеи, две раненые женщины в Хевроне, мины и минометные снаряды в Гуш-Катиф, стрельба в Гило – все это уже не имеет никакого значения. 

Три убитых и три раненых , - сказал в Коль Исраэль Раджуб, - и среди них маленький ребенок. 

- Но почему вы так уверены, что это поселенцы, ведь уже были случаи, что у вас по ошибке стреляли по своим, - застенчиво спросила ведущая радиопрограммы.

- Ну что ты несешь, - сказал Раджуб.Из-за вашего подстрекательства эти поселенцы убивают наш народ днем и ночью.Это всё из-за кибуша. С ним надо покончить. 

- Мне кажется ,что прекращение оккупации может быть достигнуто только в ходе переговоров,- сказала ведущая.А переговоры – это все-таки двусторонняя вещь. Чтоб они начались, вы должны оставить насилие. Так может быть, ты скажешь хоть пару слов, чтобы и ваши люди перестали заниматься террором.

-Ты все неправильно говоришь, - сказал Раджуб . И чтоб вы знали, - пока будет кибуш и пока эти убийцы-поселенцы будут здесь, не видать никакого мира. Надо кончить кибуш. И надо выбросить отсюда всех поселенцев. Всех до одного. Этих фашистов, убийц и насильников.

Несколько раньше в Мабате показывали детские летние лагеря в палестинской автономии. Кажется , было сказано, что это лагеря Исламского Джихада.Они декламировали стихи ненависти и экспансии. Они покачивались в такт. Они вышагивали в этих своих форменных военных одеждах с оружием, маленькие зомби с остекленевшими нечеловеческими глазами, не только двенадцати или четернадцатилетние, но и совсем малюсенькие , может быть, восьмилетние. По-моему, это страшнее нацистов. Хотя когда-то казалось, что страшнее нацистов ничего не может быть.

А потом в этом же Мабате сказали, что позвонили от Арафата, и он прямо завтра закроет эти лагеря. И все вздохнули с облегчением. Такое удивительное явление отзывчивости и доброй воли. Оно наверняка означает, что мир у самого порога. И об этом уже, конечно, знает и Арафат. Иначе бы он, конечно, не позвонил в наше подстрекательское телевидение . И глава правительства Шарон тоже наверняка знает об этом. Иначе он не был бы так спокоен в связи с инициативой «восьмерки» и всем-всем остальным.

И я предполагаю, что завтра о летних легерях палестинцев в нашем радио и телевидении говорить не будут. Но вот о террористической деятельности поселенцев и о необходимости отменить помилование Хар-Шефи будут говорить наверняка. Иначе как же можно удовлетворить миролюбивую просьбу Раджуба о том, чтобы выкинуть всех, до последнего, поселенцев? 

Как еще можно добиться ,чтобы Осло опять был жив?

20 июля

В семь утра в «Бокер тов, Исраэль!» пригласили, естественно, поселенку, чтобы говорить с ней о порождающей еврейский террор поселенческой атмосфере,. Поселенка –интеллигентная молодая женщина из Офры – говорила взволнованно, но достойно, а на эфире был Шимон Риклин, лидер движения «Дор хадаш» (Новое поколение). Спектакля раскаяния и стучания себя в грудь совсем не получилось. Да и ведущая вела себя не слишком агрессивно - то ли потому что надоело, то ли потому что и она понимает, что эти героические люди, называемые поселенцами, находятся все время в ситуации между жизнью и смертью, а собственное государство практически бросило их на произвол судьбы. Хотя ясно, что кукловоды там, в телевидении и радио, продолжают и будут продолжать дергать кукол-ведущих за ниточки, чтобы спектактакль шел точно по сценарию. И они, ведущие, будут и дальше заученно твердить составленные для них провокации-вопросы.

21 июля, вечер исхода субботы.

В программе «Шахор и Лаван» в Коль Исраэль хорошие люди обсуждают, почему это весь мир на нас так набросился, а Арафат обнаглел совершенно. Не только страны «восьмерки», присоединившиеся к ним США и весь этот балаган с Мубараком, но и ООН, оказывается , собирается обязать нас делать то и это. И это после всей истории с кассетами об их сотрудничестве с Хизбаллой, ну как им не стыдно. И это после того, как мы так долго сдерживаемся, и казалось, набрали в международной пропаганде так много очков. 

А я не знаю, смеяться или плакать, слушая всё это.Я вспоминаю ,что написано с нескрываемым удовлетворением в статье Каспита о теплой дружбе Шарона с Пересом, но особенно Шарона-сына с этим министром иностранных дел его отца. И как молодой Шарон и старый, но душою юный Перес обмениваются всей информацией и обсуждают всё-всё о своих поездках и встречах с общим приятелем, имя которого Арафат. И о том, что Шарон-отец считает, - пусть Перес ездит, и встречается, и говорит что хочет. Вот это ,увы, и есть наша настоящая международная пропаганда. И я еще думаю опять о том, что написала в связи с угрозой Египта ударить нас. Факт, что они все не смели вести себя с нами так, когда мы хоть немного отбивались и когда у них было впечатление, что , если что, мы не побоимся пойти на войну. Сразу после прихода к власти Шарона и немного позже. А потом все стало катиться вниз. Перелом начался после Дельфинария. Но некоторые все еще думают, что тогда у нас был пропагандистский успех. Огромный.Да, он был на мгновение – этот залитый детской кровью пропагандистский успех.

Субботние газеты кричат о еврейском подполье (теракт против семьи палестинцев, исполнителей которого никто еще не нашел,но палестинцы, Йоси Сарид и израильская пресса точно знают, что это, конечно же, сделали поселенцы), о насилии еврейских жителей Хеврона (начальник местного округа полиции, завершивший срок своей службы там, в двух пространных интервью, данных сразу двум крупным израильским газетам – Едиот ахронот и Маарив - описывает их насильнические повадки, предупреждает об исходящей от них опасности и намекает на единственно возможное решение проблемы) и, конечно же, о помиловании Маргалит Хар-Шефи (главный вывод относительно президента состоит в том, что теперь доказано – он не президент всего народа, на что претендует, а президент правых и поселенцев; главный вывод относительно поселенцев – помилование Хар-Шефи президентом разрешает им убивать глав правительства и впредь).

Самую либеральную формулировку первого положения я нашла в мааривской статье Данкнера.Он написал, что обостренная реакция «левого племени» на помилование, конечно, чрезмерна, но с другой стороны, Кацаву нельзя было этого делать, потому что это решение «не считается с чувствами общественности (цибур)». Если кто-то думает, что оно как-раз- таки считается с чувствами общественности, например, той, которая написала на имя президента тысячи писем с просьбой о помиловании для Маргалит ( в том числе, письмо от узников Сиона и других выходцев из СССР\СНГ , под которым подписалась и автор настоящей статьи),то он ничего не понимает в израильской жизни и действительности. Потому что в «общественность» (цибур) у нас входят не все, а только одна, относительно небольшая, но очень важная в нашем государстве группа, для которой не только Маргалит Хар-Шефи, но и все поселенцы, правые, и вообще все те, кто в чем-нибудь не согласен с ней – это «убийцы Рабина». И поэтому всех, кто в общественность (цибур) не входит, можно оскорблять, топтать, преследовать и презирать, и это не будет трактоваться в качестве «оскорбления чувств». А чувства общественности ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах оскорблять нельзя.

Поскольку общественность это одно, а правые и поселенцы это другое, то подписавший помилование для Маргалит Хар-Шефи Моше Кацав проявил себя не как президент всего народа (то есть общественности), а как политический президент (то есть президент правых и поселенцев). Здесь нужно внести еще одно маленькое семантическое пояснение для ничего не понимающих в израильской жизни и действительности. Когда в наших местах говорят: «политический президент», или ,скажем, «политическое назначение», - то это никогда не может означать политическую левизну. Наоборот, слово «политический» выражает только одно – «правый», и значит,выходящий за пределы «общественности», опасный, враждебный, такой, что надо его быстро-быстро обезвредить и нейтрализовать.

Поэтому, когда политический обозреватель Ханан Кристалл завершает неделю выводом, что « Ариэль Шарон ведет себя как премьер всего народа, а Моше Кацав обнаружил себя, через призму помилования Хар-Шефи, как настоящий политический президент», то это надо понимать так, что Шарон точно выражает требования «общественности» (см. выше) и принят ею, а Кацав проявил себя как правый и удруживший поселенцам - и значит, как она, общественность, и чувствовала в самый момент, когда его избрали, он её настоящий враг.

И потому слова другого ведущего журналиста из другой крупной газеты, которые выражают еще один вывод прессы по поводу помилования Хар-Шефи, не могут, конечно, задеть и оскорбить чуств «общественности», и «политическими» не являются, разумеется, тоже:

« Интересно, какой урок извлечет из помилования Хар-Шефи какой-нибудь поселенец из Ицхара, который уже давно мечтает выйти со своими дружками в арабское село, чтоб устроить там кровавый погром, какой вывод извлекут из него подростки из еврейского квартала в Хевроне, которые и без того издеваются изо дня в день над охраняющими их солдатами ЦАХАЛа. И если уж президент все-таки решил снять Хар-Шефи с нашей национальной повестки дня, то ему следовало добавить к обоснованию своего решения следующую фразу: речь идет о наглой, омерзительной девице – самой негодной из невест, которых может предложить Бейт-Эль» (Нахум Барнеа. Едиет ахронот, 20 июля).

Барнеа пишет в своей статье не только о Хар-Шефи и президенте, но, конечно, и о Шароне, и о армии, и о том, что во вторник чуть не началась глобальная война. Виноват в этом ЦАХАЛ из-за того что без ведома премьера и министра безопасности (правда-правда, именно такую версию развивает в своей обзорной статье журналист Барнеа, один из тех, кто постоянно сопровождает главу правительства в его маленьких и больших поездках) он сосредоточил в этот день свои очень крупные силы в Иудее и Самарии. Барнеа боится этой прямо-таки неподконтрольности армии (которая, как без конца отчаянно отмечают представители «общественности», стала после того, как началась интифада Эль-Акса, очень правой), и прозрачно намекает на возможное решение проблемы.

Решение, как видно, должно быть по модели Бен-Гуриона, 1959 год. Случилось так, что тогдашний глава правительства узнал о чем-то неприятном, что наделала армия, из радио.И тогда оказалось, что в результате некоторые генералы были разжалованы, а каденция тогдашнего главнокомандующего была значительно сокращена. Я думаю, Барнеа считает нынешних генералов и главнокомандующего «политическими». И он, по-моему, не против , чтоб вместо них снова оказались неполитические генералы из эпохи Осло, наподобие Амнона Липкина-Шахака, например. Эта тенденция недовольства армией стала проявляться в последнее время довольно отчетливо у журналистов, принадлежащих к «общественности». Потому, наверное, они с такой охотой рассказывают, что и премьер очень недоволен ею.Тем более, что премьер дает им понять,что о его сильном недовольстве армией публике надо все время говорить.

С другой стороны, эти журналисты представляют дело так ,что вся общественность, и даже в целом народ, не хочет военных действий против автономии, боится войны и «не пойдет воевать, чтоб защищать поселенцев».

Они так убеждают нас в этом, что мы уже просто начинаем верить всерьез. 

Но вот в сегодняшнем «Едиот ахронот», том самом, где напечатана процитированная статья НахумаБарнеа, приводятся результаты опроса общественного мнения ( субботнее приложение газеты\ Мина Цемах\ институт ДАХАФ) среди израильтян (не арабов) в возрасте 23-40 лет (возраст резервистской службы), в числе вопросов которого были такие, цель которых проверить готовность к мобилизации в случае серьезных военных действий и отношение к защите поселений по сравнению с защитой израильской территории внутри зеленой черты. 

Вот несколько результатов.

74-76% из опрошенных мужчин соответствующего возраста ответили, что являются резервистами, при этом примерно половина из них указали, что служат в боевых частях (среди религиозных – 64%). Согласно опросу, 80%ходили в милуим в течение прошедшего года. 85% из из религиозных резервистов будут готовы с большим желанием охранять даже самые маленькие и удаленные поселения; среди светских резервистов с большим желанием будут готовы охранять такие поселения 42%, и еще 37% будут это делать потому что такова обязанность. В целом, - заключает автор обзорной статьи Север Плоцкер, - количество резервистов, которые будут готовы охранять все поселения, составляет 80%. «Армии не о чем беспокоиться».

61% из всех резервистов (74% из числа религиозных резервистов) изначально не видят никакой разницы между военными действиями за маленькое поселение в Иудее илиСамарии и войной за Тель-Авив. 53% из всех мужчин, служащих в резерве, убеждены,что полная война против палестинской автономии явилась бы неизбежным и правильным шагом;среди религиозных резервистов в этом уверены 67%. «Внутренняя убежденность в справедливости войны является, таким образом, очень высокой», - подводит итог Плоцкер.

И вот окончательный вывод автора обзора:

«Интифада Арафата достигла обратного желаемому им результату. Она сблизила израильтян. Она стала мощным свидетельством нашей общей еврейско-израильской судьбы. Общности, которая создает нацию и объединяет её. Если с точки зрения палестинского террора городу Гедера и поселению Тапуах грозит одно и тоже, то израильская реакция на это говорит, что и Гедера, и Тапуах – это одна наша родина, и воевать мы будем как за ту, так и за другой.

Да, опрос показывает, что существует и довольно значительное светское меньшинство, 36-37% из числа мужчин-резервистов, которое отрицает как тождественность войны за маленькое поселение войне заТель-Авив, так и саму идею войны против палестинской автономии. Это – меньшинство четко выраженных «голубей». 15% из участвовавших вопросе мужчин-резервистов даже признали, что попытаются избежать резервистской службы, связанной с охраной маленьких и удаленных поселений, и 6% говорят об отказе выполнить приказ. И все-таки, согласно результатам опроса, если ЦАХАЛ в конце концов выйдет на общую войну против палестинской автономии, количество резервистов, которые будут готовы воевать, составит 92%.

В этой войне отсутствующих не будет», - завершает свою статью известный как левый человек журналист Север Плоцкер.

А я так и непоняла из этой статьи и из приведенных в ней результатов опроса, сколько же процентов из числа мужчин-резервистов принадлежат к «общественности», из которой на этих днях вышвырнут президент Кацав и в которую с почетом включен, за прилежное поведение, премьер Израиля Ариэль Шарон: 36-37%, названных Плоцкером «четко выраженными голубями»? 15% будущих дезертиров? 6% принципиальных пацифистов?

Или, быть может, их – представителей, хозяев и законодателей общественности – вообще нет здесь, потому что они не ходят на милуим? 

А впрочем, признаюсь честно, мне не так уж интересны эти подробности. Грустно и гнусно, конечно, что эта самая общественность сидит в СМИ, дергает за ниточки, хочет определять для нас не только, как нам жить, но и жить ли вообще. Грустно и гнусно, что эта каста, или это «левое племя» ,как называет ее и сам принадлежащий к ней Амнон Данкнер, ослепила, оглушила и оглупила нас в определенный момент настолько ,что мы подчинились ей и не встали против навязанного ею Осло. Но, похоже, что еще немного – и этой игре придет конец. И не потому что мы, наконец,найдем себе настоящего «манхига» (поиск «манхига» , то есть «вождя» - очень популярное в Израиле вообще, и в правых кругах в особенности занятие), а потому, что мы, кажется находим, наконец, утерянных на некоторое время самих себя.

Мне почему-то кажется, что когда мы полностью обретем себя, тогда-то и завершит свою жизнь Осло. Хотя на самом-то деле, Осло это вовсе не жизнь, а смерть. И оно умрет, то есть жизнь победит его, не по приказу того или иного «манхига», не потому что он еще раз скажет «Осло мет» или «Арафат ло партнер лашалом», а потому что мы, наконец, примем всю нелегкую правду нашей здесь жизни, перестанем бояться ее и перестанем лгать даже самим себе. 

И я почему-то верю, что это обязательно будет

И мне почему-то кажется даже, что этот процесс уже пошел. 
 
 


Авторский сайт Раисы Эпштейн

К главной странице>>