Авторский сайт Раисы Эпштейн |
|
ПЕРЕВОДЫ »» | К главной странице>> |
Авторизованный перевод: Раиса ЭпштейнУри Элицур.Падение“Макор ришон”, 14.09.2001Мир не понимает не только того, как это случилось. Он не понимает, и похоже, не скоро поймет – что в действительности случилось. Он не знает, кто сделал это и почему. И главное – больше, чем вопрос “что случилось”, тревожат умы и сердца высказанные и невысказанные вопросы – “что разрушилось”, “что распалось”, “чему пришел конец”. Всем ясно,что разрушены не только здания. Разрушено спокойствие богатых и сильных. Не будет больше прежним “небесный свод Манхеттена”, - словосочетание, несущее в себе глубокую культурную и психологическую нагрузку. Всевозможные комментаторы и специалисты сидят в телестудиях мира и бормочут, кто с уверенным видом а кто совершенно растерянно, одни и те же клишированные формулы. Всем ясно, что изменилось что-то очень фундаментальное, но никто не в состоянии сказать - что именно. Еврей, который пойдет в синагогу в Рош-Ха-Шана, даже если это вполне рациональный и прагматичный человек, не сможет сдержаться от некоторых мистических размышлений об этом годе, завершающемся не только клубами серого дыма, пеплом пожарища, кровью тысяч убитых, слезами их родных и близких, - но и огромными знаками вопроса. Этот год начался нашей войной, нашим местным взрывом, подорвавшим все основания веры, которой официальный Израиль был фанатично предан со времени заключения норвежских соглашений . Кончается этот год взрывом в великой Америке, происходящим на глазах всего ошеломленного мира. Означает ли и этот взрыв крушение веры, еще недавно казавшейся абсолютно нерушимой? В первые дни истекающего года, в первые дни нашей войны, казалось, что словосочетание “интифада Эль-Акса” - это характерный пропагандистский трюк ООП, очередная арафатовская ложь,призванная возложить вину за происходящее на Ариэля Шарона и сказать этим, что именно его посещение Храмовой горы привело к беспорядкам. К концу года становится все более ясным, что под этой ложью скрывается большая и глубокая правда.Нет, не посещение Шароном Храмовой горы зажгло этот пожар. Его разжег Арафат, и он руководствовался чисто светскими,цинично-политическими соображениями. И все-таки произошло нечто, чего Арафат изначально не имел в виду и к чему, тем более, не стремились мы. К концу года уже вполне ясно, что сердцем проблемы являются Храмовая Гора и святость Иерусалима. Арабы Израиля собираются под лозунгом “Эль-Акса в опасности!”, террористы Джихада взрываются на улицах Иерусалима и всей страны, и как бы ни старался секулярный Израиль избежать этого, мы как бы против собственной воли, насильно, втягиваемся в становящееся все более бурным и неукротимым течение, исток которого находится на Храмовой Горе , в Храме. И вот теперь, перед самым концом еврейского года, пришло это немыслимое падение нью-йоркских башен и поставило перед всем миром - и перед нами – огромнейший знак вопроса. Знак вопроса, вершина которого упирается в небо.
Пройдет еще немало дней, пока мы узнаем,
что действительно упало на наших глазах , - этаж за этажом, этаж за этажом
– как карточный домик или как Вавилонская башня . И мы входим в Новый год
не только в новый этап времени, но и в иной мир. Мир, основания которого
потрясены.
И о государствах в нем будет сказано пока
неизвестное нам, какое к разрухе и какое к голоду,и падают биржи, и десятки
тысяч заживо погребены под обломками, и президент США выглядит ошеломленным,
и неизвестно, кто враг, и совсем непонятно, каким же он будет, тот мир,
в который мы выйдем после молитв Дней Трепета.
В молитве Рош-Ха-Шана мы не говорим “видуй”,
и не говорим “тахнуним”, и не говорим “слихот”.
Мы только стоим и говорим одно и то же
ста разными путями и формулировками:
Есть Царь в этом мире, и Его Царство над всем и превыше
всего.
|
Авторский сайт Раисы Эпштейн |
|
ПЕРЕВОДЫ »» | К главной странице>> |