Начало здесь
Часть II.
Глава 21. Вавилонское изгнание и возвращение на Сион.
2550 лет назад.
1. Влияние пророков.
Страдая в изгнании и тоскуя по утраченной Земле Израиля и
Иерусалиму, еврей стали прислушиваться к голосу пророков отошли от
прошлых грехов и от идолопоклонства.
Иехезкель обучал их тому, что такое раскаяние и что такое
нравственная ответственность каждого человека. Ободряя их, он
рассказывал им о стадиях процесса избавления. Видение иссохших
костях, возвращающихся к жизни и облекающихся плотью, служило также
аллегорией избавления народа Израиля и возвращения его в свою
землю, после того как он объединится и станет верен гласу Господа.
Иехезкель также описывал будущий, заново отстроенный Храм.
2. Жизнь в изгнании.
Пребывая на чужбине и не имея Храма, изгнанники собирались в
своих домах несколько раз в день на молитву Единому богу, отмечали
праздники и скорбели и постились в дни, посвященные памяти о
разрушении. Так зародились первые синагоги. Старцы читали Тору и
обучали народ тщательно исполнять заповеди, соблюдать Шаббат
(субботу) и остерегаться ритуальной нечистоты. Часть изгнанников,
потеряв надежду на избавление, стремились раствориться среди
местного населения, оставив традицию предков и превратившись в
вавилонян. Пророк укорял их за это, предупреждая, что Всевышний не
допустит того, чтобы евреи растворились среди окружающих народов.
Некоторые из евреев достигли выского положения при вавилонском
дворе, подобно Даниэлю и его товарищам, которые были советниками
царя. Со временем изгнанники обжились в Вавилоне, приобрели дома и
поля и стали заниматься сельским хозяйством. Некоторые из них также
занимались торговлей с другими странами и нажили на этом богатство;
жизнь их в диаспоре сделалась приемлемой и даже приятной.
Евреи проживали, в основоном, концентрируясь в районе города
Вавилона и не рассеиваясь среди местного населения. Некоторое время
спустя Иеояхину было возвращено почетное положение при дворе царя,
и он и его потомки стали именоваться рейш галута ("глава
диаспоры").
3. Постановление Кореша и возвращение на Сион.
Вавилонская империя вступила в стадию упадка, и Кореш (Кир),
царь персов, объявил ей войну и завоевал Вавилон. Он унаследовал
власть над империей и стал правителем Вавилона, Сирии и Эрец
Исраэль.
Кораш издал указ, в котором даровал евреям право вернуться в
Иудею т заново отстроить Храм; он также возвратил им храмовые
сосуды, отнятые Невухаднецаром.
Более сорока тысяч евреев собрались в караван,
отправлявшийся в Эрец Исраэль – богатые и бедные, священники,
левиты, рабы. Предводителями их были Зерубавель, происходивший из
рода Давида, и первосвященник Иеошуа. Путь их был долог и тяжел,
вдоль Евфрата, а затем через Сирию и Ливан до самого Иерусалима.
Попытка построения Храма.
Сразу по прибытии в Иерусалим паломники воздвигли жертвенник и
принесли жертву в соответствии со всеми правилами, а затем
приступили к строительству Храма. В Эрец Исраэль проживали до их
прибытия немногие евреи, оставленные Невухаднецаром и занявшие
земли, которые опустели в результате изгнания. Они не обрадовались
новоприбывшим. На оставленной территории обитали и соседние народы
– идумеи, аммонитяне, а также самаритяне, занявшие ее после
изгнания евреев.
Все они мешали новоприбывшим, совершая на них набеги, а также
посылая ложные донесения персидским правителям; в особенности, этим
отличался Эль Афеха, глава самаритян. Таким образом им удалось
приостановить строительство Храма, и они продолжали всячески
досаждать еврейским жителям.
Глава 22. Построение Второго Храма – Мордехай и Эстер
2500 лет назад.
1. Строительство Храма.
После смерти Камбузи, сына Кореша, царствовавшего после него,
на престол взошел новый царь, Дарьявеш (Дарий). Пророк Хагай
убедил паломников, и их старейшины написали письмо царю, в котором
оправдывались, отвечая на обвинения своих врагов. Дарьявеш разрешил
продолжить строительство Храма, и на четвертый год его царствования
было завершено строительство здания – ровно семьдесят лет спустя
после того, как оно было построено. По этому поводу было
общенародное ликование, несмотря на то, что новое здание было не
стольк красивым и величественным, как первое, которое еще помнили
некоторые из старцев.
2. Положение в Иудее.
Иудея уже не была самостоятельным государством, во главе
которого стоял царь. Она была всего лишь частью одной из областей
Персидской империи. Подать была чрезвычайно обременительна:
значительная часть урожая, который удавалось вырастить, отдавалась
персидским властителям. Пророк Хагай укорял евреев за то, что
зачастую, из-за бедности, они не отделяли от урожая десятины.
Иерусалим не был обнесен стеной, грабители нападали на его жителей
и зачастую угрожали их жизни.
Тем не менее, у евреев имелась определенная степень
автономии: они могли строить свою жизнь по собственным законам,
под руководством первосвященника. Напряженность в отношениях с
соседями продолжалась, и жизнь людей постоянно находилась под
угрозой. Однако существование Храма и принесение жертвоприношений
оказывали духовное воздействие как на жителей Иудеи, так и на
евреев, находящихся в диаспоре.
3. Расселенние евреев по Персидской империи.
Со времени указа Кореша любой еврей мог вернуться в Эрец Исраэль
и поселиться там. Если бы все евреи возвратились в Землю Израиля,
изгнание бы завершилось. Однако большая часть еврейского народа
оставалась в Вавилоне, так как вела там благоустроенный образ
жизни, а слухи о трудностях, которые испытывали новоприбывшие в
Эрец Исраэль, не вызывали желания переселиться туда. Постепенно
они рассеялись по разным краям Персидской империи. В каждом месте,
где поселялись, евреи создавали свою общину. Они собирались на
молитву в синагоге и посылали дары в иерусалимский Храм.
Некоторые из евреев возвысились и заняли важные должности при
дворе персидского царя, а другие их соплеменники завидовали им и
желали им несчастий.
4. Царствование Ахашвероша и спасение евреев от уничтожения.
Ведя войны, Дарьявеш еще более расширил протяженность
Персидской империи, которая простиралась от Индии до Эфиопии. Сын
его Ахашверош (Артаксеркс) царствовал над огромной империей,
обладая несметным богатством и гордясь собственным величием. Он
предавался невоздержанности и часто устраивал пиры. Один из
царедворцев, ненавидевший евреев, из зависти к лидеру еврейской
общины Мордехаю задумал уничтожить всех евреев, проживавших в
империи. В письмах, разосланных по всей империи, он приказывал
истребить всех евреев в назначенный им день. Однако одна из жен
Ахашвероша - царица Эстер - была еврейкой, и ей при помощи
хитрости удалось предотвратить катастрофу еврейского народа.
Рассказ о спасении еврейского народа от уничтожения записан в
Свитке Эстер (Мегилат Эстер) , который ежегодно читают в
Пурим, в память о происшедшем чуде. После этого положение евреев в
империи укрепилось, а сам Мордехай стал правой рукой царя.
Жизнь в Иудее: нищета и опасности.
Царь Персии пытался покорить Грецию, однако попытка его не
увенчалась успехом. В ходе подготовки к войне он обложил население
еще более тяжелой податью, и в Иудее у крестьян был отобран их
скот. Тяжелые налоги ввергли население Иудеи в нищету, зачастую
приводя к полному разорению. В довершение к этому бедствию, евреям,
несмотря на все их старания, никак не удавалось возвести стену
вокруг Иерусалима, которая бы обеспечила безопасность его жителей;
каждый раз их замысел подрывали доносы, посылаемые царю врагами.
Глава 23. Период Эзры и Нехемии
2450 лет назад.
1. Ухудшение положения народа в Иудее.
В Иудее не было своего лидера. Положение было весьма тяжелым.
Бедняки занимали денег у богачей, чтобы купить еды, а не будучи в
состоянии возвратить долг, отдавали им свои земельные наделы и еще
больше беднели и разорялись. Тогда они продавали богачам в рабство
своих сыновей. Не было никакой общественной справедливости. Евреи
были немногочисленны, и их окружали соседи -идолопоклонники.
Немало евреев брали в жены женщин из других народов. Даже
священники заключали такие браки и смешивались с другими народами.
В смешанных семьях дети говорили на разных наречиях и
придерживались обычаев их матерей-идолопоклонниц.
2. Появление Эзры.
В это время с восьмитысячным караваном паломников прибыл из
Вавилона великий мудрец, Эзра-книжник. Он обладал обширным и
глубоким знанием Торы и отличался богобоязненностью. Персидский
царь Артахшаста дал ему грамоту, наделявшую его полномочиями
назначать судей, которые судили бы еврееев по законам Торы и могли
бы наказывать тех, кто нарушал ее установления.
Прибыв в Иерусалим, Эзра взялся за изгнание нееврейских жен ,
чтобы сохранить чистоту народа. Но он только частично справился с
этой задачей.
3. Нехемия приезжает в Иерусалим и возводит стену.
Идолопоклонники и самаритяне в значительной мере определяли,
что происходило в Иерусалиме. Они противились строительству стен
вокруг Иерсуалима, а Афеха, глава самаритян, вообще отличался
ненавистью к евреям.
Нехемия занимал пост одного из приближенных к персидскому царю
министров
в Шушане (Сузах), столице Персии. Когда он услышал о трудном
положении в Иудее, он попросил царя Артахшасту послать его в
Иерусалим, чтобы помочь евреям. Царь назначил его правителем Иудеи
и дал ему в помощь небольшую военную силу.
Нехемия прибыл в Эрец Исраэль и тут же организовал
строительство стены вокруг Иерусалима. Идолопоклонники издевались
над ним, а также угрожали ему расправой. Но Нехемия распределил
работу между жителями города, выставил охрану работающих и побуждал
их напрячь все свои силы. Менее, чем за два месяца, была построена
вся стена. Нехемия переселил в Иерусалим десятую часть жителей
каждой из деревень Иудеи, так что Иерусалим снова стал крупным,
сильным и важным городом.
4. Социальные и этические устои. Договор.
Нехемия служил для других примером честности и справедливости.
Он потребовал, чтобы богачи вернули беднякам их наделы и их
сыновей, которые были отобраны у них и обращены в рабство из-за
долгов, а также обязал их простить долги.
Нехемия и Эзра собрали в Иерусалиме весь народ из окрестностей
города, чтобы возобновить завет с Господом. Эзра зачитывал перед
народом Тору и растолковывал ее значение, и народ поклялся
соблюдать заповеди и хранить верность Единому Богу и Его Торе. Это
было очень важное событие: заключение договора. Нехемия обязал всех
соблюдать субботу и приносить в Храм десятину от урожая, которая
должна была быть по справедливости разделена между священниками и
левитами. Своими действиями Нехемия и Эзра смогли остановить
нравственную и религиозную деградацию народа, которая происходила в
Иудее под влиянием языческого окружения. Они заново определили роль
Торы как вечного кодекса законов жизни еврейского народа.
5. Евреи Египта.
В Египте также существовала еврейская община. Часть египетских
евреев служили в персидской армии. Они проживали вместе со своими
семьями на границе с Эфиопией (сегодня эта территория относится к
Судану). У них был собственный небольшой храм, и они сохраняди
приверженность еврейским обычаям и поддерживали переписку со своими
братьями в Иудее.
Глава 24. Люди Великого Собрания. Книжники
2400 лет назад.
1. Статус священников и Храма. Еврейское население Земли
Израиля.
Во времена Нехемии и Эзры Иерусалим был сильным, укрепленным
городом, и народ вернулся к Торе. Руководителем народа был
первосвященник, а остальные священники составляли элиту еврейского
народа. Храм служил центром жизни евреев, и священники и мудрецы
обучали народ законам Торы. В праздники жители всей Иудеи совершали
паломничество в Иерусалим, туда прибывали даже паломники из
диаспоры, из Вавилона.
Народ сплотился и обрел единство; постепенно стерлись
различия между новоприбывшими из диаспоры и теми, кто все время
оставался в Эрец Исраэль. Численность евреев в Земле Израиля росла,
и помимо Иудеи, в которой все население составляли евреи, они
расселились также в прибрежной полосе, в Галилее и в Заиорданье.
Среди идолопоклонников, проживавших в Иудее и ее окрестностях, были
такие, что приняли иудаизм и стали полноценными евреями.
Однако потомки северных колен, смешавшиеся с неевреями,
которых привел Санхерив, не поддерживали дружеских отношений со
своими собратьями в Иудее. Они построили себе свой храм Всевышнему
на горе Гризим. Они стали именоваться самаритянами.
2. Великое Собрание.
Мудрецы, называвшиеся книжниками, изучали Тору и обучали Торе
народ. Самых важных из них стали называть Великое Собрание.
Великое Собрание было основано Эзрой.
Люди Великого Собрания приняли установления касательно
религиозных вопросов, которые действуют и по сегодняшний день: они
установили тексты молитв и благословений. Они заменили древний
ивритский скрипт на скрипт квадратной формы, ассирийский. Они
приняли решение о том, чтобы в синагогах читали Тору и Книгу
Пророков каждую субботу, а также в рыночные дни – в понедельник и
четверг. Так весь народ слушал чтение Торы и толкования ее на
основании Устной Торы из уст мудрецов, и это позволяло им тщательно
соблюдать заповеди и заботиться о ритуальной чистоте. В это время
была записана книга «Диврей а-йамим» ( "Сказания давних дней"), в
которой излагалась вся история еврейского народа, а также
объяснились причины перипетий его судьбы, там была приведена
родословная семей священников и левитов.
3. Влияние центра Торы в Иерусалиме на диаспору.
Иерусалим снова сделался центром духовной жизни всего народа
Израиля во всех уголках ойкумены, вплоть до далекой Персии, и
сбылось сказанное в Писании: " С Сиона придет Тора, и слово
Господне из Иерусалима". Любовь к Торе и к ее заповедям глубоко
проникла в душу простого народа, и мудрецы, толковавшие письменную
Тору и обучавшие народ галахическим правилам, пользовались всеобщей
любовью и уважением.
Глава 25. Правление Александра Македонского
2350 лет назад.
1. Падение персидской империи.
Персидское царство несколько раз пыталось завоевать Грецию,
однако не преуспело в своем намерении, поскольку греческие города
храбро отстаивали свою независимость. После того, как первый
македонский царь объединил Грецию под своей властью, сын его
Александр решил объявить войну Персии.
Александр выступил со своей армией на восток и, вступив в
крупное сражение с персидским царем Дарьявешем Четвертым, разбил
его войско. Александр Македонский завоевал Сирию и Эрец Исраэль, а
также Египет. После этого он еще раз победил персидскую армию и
завладел Вавилоном и Персией, дойдя со своим войском до самой
Индии.
Во многих местах Александр основал новые города и поселил в
них своих солдат. Вся Персидская империя оказалась под его властью.
2. Александр Македонский и евреи.
Традиция доносит до нас рассказы о прибытии Александра
Македонского в Эрец Исраэль и о том, как он услышал о Храме , о
Торе и об еврейской вере, отличающейся от всех прочих религий, ибо
евреи верят в Единого Бога и не поклоняются идолам. Прибыв в
Иерусалим, Александр Македонский увидел первосвященника, одетого в
шитые золотом одежды, эфод и наперсник, украшенные драгоценными
камнями, в венце, на котором вырезано Имя Господне. Прославленный
полководец поклонился ему, испытав трепет перед святостью. Он
побывал во дворах Храма и отнесся к евреям благосклонно и
доброжелательно.
В Египте Александр основал город на берегу Средиземного моря и
нарек его собственным именем – Александрия. Он поселил в новом
городе множество евреев, которые построили там большую синагогу.
3. Раскол империи.
После смерти Александра начался раздор между его
военачальниками, которые вступили борьбу по поводу того, кто
унаследует власть в империи.
Война продолжалась долгие годы, на протяжении которых Иудея
страдала от постоянной смены власти и от армий, которые проходили
по ее территории, грабя имущество местных жителей.
В Эрец Исраэль, в Самарии и Заиорданье, были основаны новые
города, которые заселили жители греческого и македонского
происхождения.
Однако Иудея оставалась областью, обладавшей значительной
степенью автономии: иудеи могли вести образ жизни, соответствующий
их законам и обычаям; при этом от них требовалось лишь выплачивать
подать чужеземным правителям.
В конце концов, Иудеей овладел эллинизированный правитель
Египта, Птолемей; правление его и его потомков продолжалось около
ста лет.
Глава 26. Еврейская диаспора: Вавилон и Александрия. Правление династии
Птолемеев в Египте
2250 лет назад.
1. Вавилонская диаспора.
Большая часть народа Израиля продолжала жить в диаспоре, за
пределами Земли Израиля. Самая многочисленная и древняя из общин
диаспоры находилась в Вавилоне. Там, между Тигром и Евфратом,
проживало большое количество евреев. Евреи вели сельское хозяйство
в собственных усадьбах, занимались ремеслом и торговлей с другими
странами – торгуя дорогими товарами, которые перевозили в караванах
и на кораблях; некоторые из них служили в качестве чиновников.
Вавилон также находился под властью эллинизированных правителей,
относящихся к династии Селевкидов, и там тоже были основаны
греческие города. Однако эллинистические поселения не оказывали
существенного влияния на евреев: они говорили на арамейском языке,
вели общинную деятельность, сосредотачивавшуюся вокруг синагоги и
вокруг местных мудрецов, и организовывали свою жизнь согласно
устоям Торы.
2. Египетская Александрия.
В Египте возникла новая диаспора – в городе Александрия,
основанном Александром Македонским. Евреи обладали там множеством
прав, и они принадлежали к сословию богатых торговцев. В
Александрию также были высланы тысячи изгнанников из Иудеи.
Александрийские евреи говорили на греческом языке, вели развитую
культурную жизнь и достигли высокого уровня в занятиях литературой
и науками.
Царь Птолемей интересовался религией евреев и приказал
перевести Тору на греческий язык. Существует легенда, согласно
которой перевод был выполнен семьюдесятью старцами, умудренными в
Торе, и поэтому Тора по-гречески была названа "перевод семидесяти"
(Септуагинта). Со временем были переведены и Писания, и Книги
Пророков. В Большой Александрийской синагоге читали Тору
по-гречески и на греческом языке толковали ее для широкой публики.
Чтение Торы слушали и неевреи, проявлявшие интерес к еврейской
религии, среди них были и такие, что приняли иудаизм.
Неподалеку от Александрии иерусалимский первосвщенник
Хоний, изгнанный из-за семейных раздоров, построил храм, в котором
совершал жертвоприношения. В результате занятий торговлей евреи
постепенно расселились по другим портовым городам на Средиземном
море, в Анатолии, Греции, Италии и Испании. Все эти поселения
назывались одним греческим словом "диаспора".
3. Эрец Исраэль.
Эрец Исраэль находилась под властью египетской династии
Птолемеев. Иудея была автономной областью, руководимой
первосвященником и советом старейшин, в соответствии с законами
Торы. Однако земли были собственность эллинистического правителя
Египта, и еврейские крестьяне обязаны были выплачивать ему тяжкую
подать.
Один из иудейских богачей, Йосеф бен Товия, приехал в
Александрию и предложил царю взыскивать боле высокие налоги с
жителей Иудеи. Царь назначил его сборщиком подати, и при помощи
солдат он принуждал крестьян выплачивать налог. И он, и его
помощники быстро разбогатели. Они умели говорить по-гречески и
стали называть друг друга греческими именами и вести себя, подражая
грекам, сохраняя при этом религию своих предков.
Несмотря на бремя налогов, благосостояние Иудеи увеличилось
вследствие успешного ведения сельского хозяйства, а также
международной торговли, пути которой проходили через Эрец Исраэль.
Численность евреев увеличилась, и они расселились во многих местах
Земли Израиля, в том числе, и за пределами Иудеи. Также и в
эллинистических городах имелись еврейские общины, иногда вступавшие
в конфликт со своими нееврейскими соседями.
Глава 27. Правление династии Селевкидов в Эрец Исраэль. Эллинизация
2200 лет назад.
1. Эллинистический образ жизни.
И в Иудее богатые люди, и среди них – значительное количество
священников, игравшие важную роль в еврейском обществе, стремились
походить на греков своим образом жизни. Они платили деньги
сирийскому царю Антиоху, назначили эллинизированного
первосвященника, и превратили Иерусалим в греческую метрополию. В
городе построили гимнасион – помещение для спортивных упражнений
и состязаний, в которых участвовали сыновья священников и
еврейской знати. По греческому обычаю участники состязаний были
обнаженными, и многие из них, стыдясь обрезания, совершали
специальную операцию, чтобы скрыть его следы.
Отступническое поведение эллинизированных евреев, которые
оставили Тору и стремились жить так же, как все остальные народы,
возмущало народ, сохранявший верность обычаям предков. Они восстали
против эллинизированных евреев.
Элллинизированные евреи обратились к сирийской власти за
подмогой, с просьбой прислать армию. Иерусалим был с легкостью
завоеван в Шабббат, греческим военачальником Аполлонием. Он
истребил тысячи евреев и превратил Храм в языческое капище. Он
приносил в жертву свиней на жертвеннике Храма, сжигал синагоги,
осквернял свитки Торы, обязывал евреев приносить в жертву свиней и
есть их мясо и издал декрет, приговаривающий к смерти каждого, кто
соблюдает субботу и обрезает своего сына.
В результате преследований некоторые евреи эллинизировались,
некоторые подчинились принуждению, втайне сохранив верность Единому
Богу, но многие отказались исполнить требования
тирана-идолопоклонника и погибли, освящая Имя Господа, казненные
за исполнение заповедей. Для многих поколений они являли собой
пример верности и самоотверженности.
Глава 28 Восстание Маккавеев
2150 лет назад.
1. Начало восстания
Царские служащие прибыли в деревню Модиин. Они приказали
Мататьяу, священнику из рода Хасмонеев, принести жертву идолам. Он
отказался. Другой еврей принес жертву идолам. Не стерпев этого,
Мататьяу убил еврея и чиновника селевкидской администрации. Он и
его пятеро сыновей бежали в горы. К ним присоединились другие
евреи, которые не готовы были подчиняться новым законам Селевкидов,
и так началось восстание.
Восставшие нападали на царских чиновников и солдат,
принуждавших евреев преступать заповеди Торы, убивали их и вновь
возвращались в горы. Когда умер Мататьяу, его сын Иеуда Маккавей
встал во главе небольшого войска.
К ним присоединились "хасиды" – соблюдавшие заповеди с особой
тщательностью и кропотливостью, вплоть до самоотречения.
Сделавшись более многочисленными, восставшие стали совершать
внезапные атаки на сирийские войска в переходах между горами. Мечи
и щиты, захваченные у врага, использовались как вооружение для
повстанцев. Сирийский царь каждый раз высылал против восставших все
более значительные военные силы, однако они раз за разом терпели
поражение от Иеуды Маккавея и его людей, воевавших с большой
отвагой и верой во Всевышнего. Народ был на стороне восставших,
поддерживая их продовольствием и сообщая необходимы сведения о
противнике.
2. Ханука.
После крупной победы, одержанной евреями у Бейт-Цура в
окрестностях Хеврона, Иеуда со своей армией вступил в Иерусалим и
очистил Храм, ровно три года спустя после осквернения его греками,
в двадцать пятый день месяца кислева в память об очищении Храма и
избавлении от преследований, посланном Всевышним, был установлен
ежегодный праздник – Ханука.
Иеуда заново созвал совет старейшин и реорганизовал свою
армию. В городах с греческим населением, находящихся на территории
Эрец Исраэль, вспыхнули антиееврейские погромы. Иеуда Маккавей
выступил проив них, дабы покарать погромщиков, и переселил
преследуемых евреев в Иерусалим.
3. Превратности войны.
На сей раз было прислано мощное хорошо обученное сирийское
войско; сирийцам удалось победить Иеуду Маккавея, и они осадили
Иерусалим. Однако сирийское войско вынуждено было снять осаду и
отступить из-за внутренних проблем, возникших в это время в Сирии.
Иеуда приказал казнить эллинизированного первосвященника Менелая.
Сирийский царь отменил свои запреты, наложенные на евреев. Однако
евреи все еще оставались под властью Сирии, и Иеуда снова выступил
на войну и одержал еще одну победу. Однако при следующем нападении
сирийцев Иеуда пал в бою, погибнув смертью героя.
4. Ионатан.
Ионатан, брат Иеуды, продолжил нападать на сирийскую армию,
застигая ее врасплох внезапными атаками. Он воспользовался
внутренними раздорами в Сирии, чтобы почти полностью восстановить
независимость Иудеи и отвоевал Яффо, так что Иудея получила выход к
морю. Однако он был убит по коварному наущению сирийского царя.
5. Шимон.
Шимон, брат Ионатана и Иеуды, одержал победу над сирийцами и
заключил договор с царем. По этому договору, Иудея освобождалась от
уплаты подати и по сути обретала независимость. Так Иудея
освободилась из-под ига чужеземцев. Великое собрание священников,
представителей народа и его старейшин избрало Шимона правителем и
первосвященником, и власть эта сохранялась за его родом вплоть до
появления истинного пророка, который возвратит корону роду Давида.
Шимон отвоевал и другие территории Эрец Исраэль, одержав очередную
победу над сирийской армией, Иудея оставалась независимой.
Глава 29. Династия Хасмонеев
2100 лет назад.
1. Александр Яннай.
После короткого периода подчинения Сирии Хасмонейское
государство снова обрело независимость в дни потомков Шимона, самым
значительным из которых был Александр Яннай.
Сирия значительно ослабела, и правитель евреев использовал
это, чтобы постепенно овладеть всей территорией Земли Израиля,
ведя войны одну за другой. Армия евреев отличалась силой и
храбростью и была натренирована по всем правилам эллинистического
военного искусства. К ней присоединились отряды иностранных
наемников.
Александр Яннай, в дополнение к званию первосвященника, стал
именоваться царем. Он содержал богатый двор, подобно другим
эллинистическим царям. Его образ жизни не отличался скромностью и
умеренностью, характерной для Мататьяу и его сыновей, и, в
противоположность им, его нельзя было назвать богобоязненным. К
нему примкнули богачи и священники, прежде принадлежавшие к числу
эллинизированных евреев.
2. Население Земли Израиля.
На территории Эрец Исраэль, отвоеванных царем, проживало
множество неевреев: идумеи, филистимляне, сидонитяне, арамеи и
греки. Яннай предложил им выбор: либо покинуть страну, либо принять
иудаизм. Многие из неевреев приняли иудаизм, - в особенности,
много было таких среди идумеев; те же, кто не хотел принимать на
себя бремя заповедей, оставили Землю Израиля. Так Иудея сделалась
сильным и единым государством.
Евреи были искусны в сельском хозяйстве, выращивая пшеницу и
разнообразные плоды и производя оливковое масло. В городах
проживали мастера, занимавшиеся разнообразными ремеслами, и
торговцы, которые селились преимущественно в портах на берегу
Средиземного моря. Были купцы, которые вели торговлю с другими
странами. Торговля приносила прибыль жителям царства и увеличивала
его мощь.
3. Духовная жизнь.
В независимом еврейском государстве велась разнообразная
духовная жизнь. Народ сохранял верность Торе и исполнял
установления галахи, согласно требованиям мудрецов. Мудрецов
называли "фарисеи". Некоторые из них исполняли т.н. "парные"
должности – "наси" (патриарх - глава мудрецов) и председатель суда,
которые стояли во главе синедриона, верховного суда,
устанавливающего еврейский закон, галаху. Величайшим из фарисеев
был Шимон бен Шетах.
Богачи и священники принадлежали к другому направлению – так
называемых "саддукеев". Саддукеи отвергали Устную Тору и не верили
в существование загробного мира. Они оказывали столь серьезное
влияние на царя, что он преследовал мудрецов и фарисеев и приказал
казнить некоторых из них. Шимон бен Шетах бежал в Египет.
Было еще одно направление – ессеи, которые обитали в пустыне
и верили в полный детерминизм и предопределенность, отрицая свободу
выбора. Он ожидали конца света и вели аскетический образ жизни.
После смерти Александра Янная в стране правила его супруга,
царица Шломцион, вернувшая мудрецам их статус и прислушивавшаяся к
их словам. Это были последние дни расцвета Хасмонейского царства,
которое простиралось на всю территорию Эрец Исраэль и прославляло
иудаизм.
Глава 30. Гражданская война. Завоевание Иудеи Помпеем. Царство Ирода
2050 лет назад.
1. Гражданская война.
Сыновья Александра Янная и Шломцион, Гиркан и Аристобул,
получили эллинистическое воспитание и отличались честолюбием и
злонравием. Каждый из них мечтал стать царем, даже ценой
братоубийственной войны, в которой погибнет множество евреев.
Советник Гиркан идумей Антипатр надоумил его просить помощи у
набатеев – соседнего арабского царства, а в качестве платы передать
им часть территории Эрец Исраэль. Благодаря поддержке набатеев
Гиркан после жестокой осады взял Иерусалим.
2. Вмешательство римлян.
Это был период, когда римляне покоряли одно за другим
государства Средиземноморья. Римский полководец Помпей завоевал
селевкидскую Сирию, превратив ее в одну из римских провинций.
Остановившись в Дамаске, он призвал к себе двух сыновей Янная,
чтобы они разъяснили, в чем причина конфликта между ними. Помпей
принял сторону более слабого Гиркана, вступил на территорию Иудеи
со своей армией, взял Иерусалим и жестоко расправился с его
жителями, перебив тысячи из них.. Он даже осмелился войти в Святая
Святых.
Из-за беспричинной ненависти в отношениях между братьями
и их сторонниками было утрачено царство и государственная
независимость, и страна попала под жестокую и беспощадную власть
римлян. Помпей делал все, чтобы ослабить Иудею. Он отделил от нее
земли, завоеванные Яннаем, так что в ее составе остались только
собственно Иудея и Галилея. Он утяжелил бремя налогов. Попытки
бунта против римлян беспощадно подавлялись.
Гиркан был первосвященником, а Антипатр – наместником Иудеи,
под патронажем римлян. Он старался снискать расположение римских
правителей, присылая им дары и увеличивая и без того высокие
налоги, взимаемые с населения.
3. Ирод.
После короткого периода независимости (вследствие нашествия
парфян), Иудея вновь оказалась под властью Рима, и сын Антипатра
Ирод был поставлен римлянами царем. Путем немалых усилий он
приобрел власть над всей Эрец Исраэль. Он поощрял развитие
эллинистических городов и основал новый портовый город – Кейсарию,
в которой поселил идолопоклонников.
Ирод был самовластным и жестоким правителем. Он убивал своих
противников без всякого суда и в конце жизни казнил собственную
жену и сыновей. Он подчинил себе всю Эрец Исраэль и весь народ
Израиля, люто ненавидевший его, при помощи тайной полиции,
доносительства и казней.
Ирод преследовал мудрецов и лишил синедрион полномочий. В его
дни жили великие мудрецы – Шемайя и Авталион, Гиллель и Шаммай. У
Шаммая хватало смелости противиться царю, однако царь не внимал его
гласу. В дни Ирода страна пребывала в покое, внещняя угроза не
отвлекала ее жителей от занятий сельским хозяйством и торговлей.
Ирод занял множество ремесленников используя их труд при
постройке крепостей, дворцов, обнесенных стеной городов и на самом
важном строительном проекте – строительных работах в Храме.
Иерусалим был полностью перестроен в стиле эллинистического города,
поражавшего всех своей красотой. Но над воротами его был водружен
орел – символ римской власти, ненавидимой народом.
Ирод был великим царем, однако ненавидимым собственным народом.
Глава 31. Римские наместники. Возникновение христианства
2000 лет назад.
1. Римские наместники и восстание зелотов.
После тридцати лет диктаторского правления Ирода в Иудее
вспыхивали многочисленные восстания. Царство поделили между собой
сыновья Ирода, однако в результате беспорядков римский император
Август поставил над Иудеей военного губернатора. Иудея превратилась
в римскую провинцию. Римский губернатор – прокуратор - собирал с
населения налоги при помощи еврейских сборщиков подати, которые
сотрудничали с римской властью, и при помоши отрядов, составленных
из неевреев, проживающих в Эрец Исраэль и ненавидящих евреев.
В народе возникло движение, призывающее к восстание против
Рима, которым руководили радикально настроенные фарисеи – зелоты,
которые жаждали освободить народ из-под римского ига путем
партизанской войны и восстания по образцу восстания Маккавеев.
Римляне жестоко подавляли любую попытку мятежа и казнили
зелотов, распиная их на крестах.
Другая часть фарисеев признваала, что римляне чересчуо
сильны, так что у восстания нет шанса на победу, поэтому
предпочтительнее не раздражать их и не вызывать их недовольство.
Секта ессеев видела в римлянах "сынов тьмы", которые будут
побеждены "сынами света" в эсхатологическую эпоху. Они уединялись в
Иудейской пустыне и призывали к покаянию и подготовке к наступлению
конца света.
Первосвященник снова исполнял обязанности представителя
народа в контактах с римской властью. Богатые священнические роды
принадлежали к секте саддукеев. В синедрионе заседали и фарисеи, и
саддукеи. Среди фарисеев преоблададли два основных направления, в
соответствии с двумя школами: школой Гиллеля и школой Шаммая.
2. Секта учеников Иешу (Иисуса) а-Ноцри.
В тот период в народе появились несколько лже-мессий, которые
были казнены римлянами. Один из них был Иешу (Иисус) из Назарета
(отсюда прозвание – а- Ноцри – прим. перев.), которые
собирал народ на проповеди, исцелял больных и предсказывал
разрушение Храма и пришествие Небесного царства. Он был схвачен
римлянами во время беспорядков, происходивших в Иерусалиме во время
праздника Песах, и распят римлянами по обвинению в
подстрекательстве к мятежу.
Его ученики продолжали верить в него после его смерти,
утверждая, что он воскрес и вознесся на небо.
Один из его учеников, Шауль, прозванный Павлом, отправился в
различные еврейские общины диаспоры и проповедовал перед евреями и
неевреями, интересующимися иудаизмом. На основании иудаизма он
создал новое вероучение, согласно которому Иешу был мессией, и тот,
кто верит в него, очищается от грехов, так что нет надобности в
соблюдении заповедей. В самом начале христиане были крайне
немногочисленны.
3. Царь Агриппа.
Народ Израиля страдал от притеснений римлян и от ненависти
неевреев, и был раздроблен на секты и группировки, испытывавшие
вражду друг к другу. Религиозный радикализм усугублял вражду и
приводил к ухудшению отношений с римлянами. Однако короткий период
затишья и относительной независимости под патронажем римлян имел
место во время царствования Агриппы, внука Ирода. Он получил власть
над Иудеей, благодаря своей дружбе с римским императором. Однако он
умер молодым, и Иудея снова оказалась под непосредственной властью
римских наместников.
Глава 32.Великое Восстание и разрушение Второго Храма
1950 лет назад.
1. Жестокая политика римских наместников.
Римские наместники, правившие после Агриппы, превосходили
жестокостью своих предшественников. Они ненавидели евреев, и,
помимо взыскания с них силой тяжелых налогов при посредстве
сборщиков податей, намеренно попирали святыни народа. Когда
наступила засуха, крестьянам стало не под силу выплачивать налог,
они одалживали деньги у богачей, продавая свои наделы, а иногда и
самих себя в рабство.
Римляне бросали своих противников в тюрьмы, подвергая их
жестоким пыткам. Среди евреев также находились негодяи,
использовавшие силу или наушничество для того, чтобы властвовать
над простым народом.
Притесняемые бедняки тянулись к зелотам и были готовы к
восстанию, ибо им нечего было терять.
Последний из наместников – Флор – вел себя еще более жестоко,
чем его предшественники, он присвоил себе сокровища Храма и устроил
массовую резню среди евреев в Кейсарии.
2. Великое Восстание.
Народ ненавидел римлян всей душой. Люди умеренных взглядов
предостерегали, что у евреев нет ни армии, ни флота, ни денежных
ресурсов, которые потребуются для возмещения расходов на восстание
против римлян. Но народ не мог далее терпеть угнетение, и
вспыхнуло восстание. Все части народа объединились и избрали
временное правительство, в которое вошли саддукей Аси и фарисей –
мудрец рабан Шимон бен Гамлиэль. Однако зелоты были ограничены в
правах.
Восставшие заняли Масаду и крепость Антонию в Иерусалиме. Они
уничтожили иерусалимский римский гарнизон. Армия, высланная из
Сирии, была разбита. Римский император был чрезвычайно обеспокоен
ситуацией и послал на усмирение восставшей Иудеи самого способного
своего полководца, Веспасиана, в распоряжение которого предоставил
самые опытные легионы.
3. Подавление восстания.
Римляне вторглись в Галилею и заняли ее. Затем они овладели
Заиорданьем, южными районами и заняли Яффо, уничтожив еврейские
корабли.
Иудея была отрезана от моря. Началась осада Иерусалима. Когда
Веспасиан сделался римским императором, осаду продолжил его сын,
Тит. В распоряжении римлян имелось восемьдесят тысяч обученных
солдат, усовершенствованные орудия, используемые для штурма стен,
однако каждый раз, когда они пытались взять город, еврейские воины
отбивали их атаку.
Только после того, как город был истощен голодом и в нем
распространились эпидемические болезни, и вспыхнули внутренние
раздоры между разными группировками его защитников, римляне сумели
прорваться внутрь Иерусалима. Римляне устроили в нем бойню, сожгли
его дома и дворцы. Они подожгли Храм – сердце народа - и
разрушили его стены; также они разрушили стены, окружавшие
Иерусалим, оставив на месте города развалины.
Горстка еврейских воинов удерживала крепость Масаду в
окрестностях Мертвого моря; римляне не могли сломить их
сопротивление на протяжении трех лет.
Глава 33. Явне и его мудрецы. Рассеяние
1900 лет назад.
1. Последствия разрушения Храма.
В Великом Восстании погибли сотни тысяч евреев, а сотни тысяч
других были проданы в рабство на невольничьих рынках Римской
империи. Многих заставили сражаться в римских амфитеатрах с дикими
зверями, на потеху зрителей. В Иудее царила разруха и запустение,
вся ее территория была поделена между римскими солдатами и их
пособниками. Уцелевшиеся жители были разорены и предавались скорби
и отчаянию. Многие отказывались от употребления мяса и вина в знак
траура по поводу разрушения Храма. Половина шекеля, которую евреи
посылали в Храм на приобретение животных для жертвоприношений,
теперь отдавалась римлянам в качестве подушного налога.
2. "Виноградник в Явне".
Однако еще во времена осады великому мудрецу Иоханану бен Заккаю
удалось выбраться из Иерусалима, и он получил от императора
разрешение собрать мудрецов в городе Явне. Он организовал в Явне
синедрион и йешиву. Фарисеи-мудрецы, придерживавшиеся умеренных
взглядов, собрались в Явне и установили галахические правила,
которые должны были регулировать жизнь евреев в отсутствие Храма.
Они установили текст молитвы для будних дней, суббот и праздников и
дополнительную молитву ("Мусаф"), в которой упоминалось
прератившееся жертвоприношение в Храме. Мудрецы собрали все
галахические правила, передавашиеся устно по традиции, прояснили и
упорядочили их в форме Мишны. Там обучались важнейшие из
таннаев, рабби Ишмаэль и рабби Акива. Рабан Гамлиэль был
наси, главой мудрецов.
Секты саддукеев и ессеев прекратили свое существование, и весь
народ подчинился авторитету фарисейских мудрецов Явне. Мудрецы
отправлялись в разные места в Эрец Исраэль, обучали народ Торе и
оставляли после себя учеников. Некоторые из них предпринимали
поездки за пределы Эрец Исраэль, в общины диаспоры, и обучали
тамошних евреев галахическим правилам, установленным синедрионом.
3. Диаспора.
В описываемый период за пределами Земли Израиля жило множество
евреев, приблизительно пять миллионов. Один миллион евреев
находился в Вавилоне, а остальные – в разных краях Римской империи,
в районе Средиземного моря. Влиятельная и многочисленная еврейская
община имелась в Александрии. Евреи Александрии говорили на
греческом языке, и среди них встречались писатели и ученые люди,
достигшие известности, такие как Филон Александрийский (Йедидья).
Однако египтяне и греки ненавидели их и относились к ним враждебно,
и иногда дело доходило до погромов.
Также и в Риме, крупном городе, столице империи, проживали
многочисленные евреи, достигшие значительного положения. Пленные,
проданные в рабство в разных городах империи, выкупались местными
еврейскими общинами и присоединялись к ним.
4. Обращение прозелитов.
В синагогах в римской диаспоре говорили по-гречески, и чтение
Торы происходило на греческом языке. Многие неевреи приходили
послушать чтение Торы и убеждались в том, что не существует
языческих божеств, а есть лишь только один Единый Бог, Который
судит всех людей по справедливости в соответствии с их поступками и
учит людей жить в мире и согласии друг с другом , по предписаниям
Торы. Многие обращались в иудаизм; другие, мене смелые, только
приближались к нему и принимали на себя исполнение нескольких
заповедей. Однако христианские общины также распространялись по
всей империи и конкурировали с евреями в обращении прозелитов.
5. Восстание диаспоры.
Когда римский император задумал покорить Вавилон, евреи
Вавилона приняли участие в войне против него. И в других общинах на
территории Римской империи вспыхнуло мощное восстание против
римской власти. Однако восстание потерпело поражение и было жестоко
подавлено. Десятки тысяч евреев на Кипре и в Египте были убиты.
Глава 34. Восстание Бар-Кохвы
1850 лет назад.
1. Причины восстания.
Два поколения спустя после Великого Восстания жизнь евреев в
Эрец Исраэль вернулась в нормальное русло, под римским
владычеством. Император Адриан посетил Эрец Исраэль и решил
построить на развалинах Иерусалима римский город с языческими
храмами, который должен был называться Элия Капитолина. Он также
хотел, чтобы евреи отошли от принятого ими образа жизни и вели бы
себя, подобно другим народам. Под страхом смерти он запретил
обрезание. Невозможно было смириться с этими запретами, схожими с
теми, что в свое время были наложены Антиохом.
2. Подготовка к восстанию, успех и освобождение.
Евреи тщательно готовились к восстанию, не желая повторять
ошибки, совершенные ими во время Великого Восстания. Они
приготовили много оружия, запаслись деньгами, собранными у евреев
диаспоры, проходили военные учения, создавали укрепления и избрали
одного вождя – Шимону Бар-Косиву, в котором рабби Акива видел
Царя-мессию и прозвал его Бар-Кохвой ("Сыном звезды" – прим.
перев.). Многие мудрецы и их ученики поддержали восстание и
приняли в нем участие. Евреи со всей Иудеи собрались в войско
Бар-Кохвы, и восстание вспыхнуло в деревне Харув близ Модиина.
Евреи одержали победу над римлянами, и Десятый легион римской
армии, расквартированный в Иерусалиме, был вынужден бежать. Евреи
Земли Израиля и диаспоры праздновали освобождение Иерусалима. Шимон
распределил награды между областями, наладил чеканку монет,
распределял земли, прежде принадлежавшие императору. Начали отсчет
лет с года "свободы Израиля".
3. Подавление восстания.
Император Адриан понял, что восстание евреев может послужить
дурным примером другим народам, которые тоже захотят освободиться
от римского владычества. Для подавления восстания он
сконцентрировал в Иудее свои самые отборные воинские части, под
командованием прославленного полководца – Юлия Севера. В одном из
последовавших за этим тяжелых боев был уничтожен целый римский
легион. В качестве мер предосторожности римляне истребляли одну за
другой деревни и перекрывали пути, чтобы изморить повстанцев
голодом. С большим упорством и терпя значительные потери,
наносимые им евреями, римляне продвигались вперед, окружая со всех
сторон Бар-Кохву и его воинов, которые вынуждены были оставить
Иерусалим и занять глухую оборону в Бейтаре.
В конце концов, на девятый день месяца ава Бейтар пал, и
все его жители были убиты. Немногие уцелевшие бежали в Иудейскую
пустыню и прятались там в пещерах, в которых они были обречены на
голодную смерть. В восстании Бар-Кохвы погибли около полумиллиона
евреев.
4. Истребление.
Адриан хотел избавиться от евреев и от иудаизма. Он казнил или
изгнал тех евреев, что еще оставались в Иудее, и Иудея полностью
опустела. Многие были проданы в рабство во всех краях Римской
империи, так что в Эрец Исраэль осталось не более половины ее
еврейских жителей, и те, главным образом, в Галилее. По приказанию
императора, Иудея должна была отныне именоваться "Сирия Палестина".
Адриан запретил евреям осуществлять обрезание, накладывать
тфилин, собираться в синагоге, учить Тору, а также
рукополагать судей в синедрион. Это были так называемые "запреты
истребления". Величайшие из мудрецов, которые, невзирая на
запреты, продолжали отважно обучать народ Торе, были подвергнуты
пыткам и казнены; они умерли, освящая Имя Господне. Это
знаменитые десять мучеников - "десять казненных /нечестивым/
царством": Среди них рабби Акива, рабби Тарфон, рабби Ханина бен
Терадион, рабби Иеуда бен Баба, который рукоположил учеников рабби
Акивы, тем самым обеспечив преемственность традиции изучения Торы.
Глава 35.Таннаи. Рабби Иеуда а-Наси
1800 лет назад.
1. После "истребления".
После "истребления" еврейское население в Эрец Исраэль
осталось,в основном, лишь в Галилее. Евреи занимались разведением
маслин в своих небльших усадьбах. Надежды на обретение
независимости, освобождение от римской власти,- "власти
нечестивого царства", - и восстановление Храма не осталось никакой.
Народ должен был вернуться к нормальной жизни после преследований,
восстановив ее материальные и духовные составляющие. Мудрецы,
которым удалось бежать или спрятаться, встретились в долине Римон,
и возобновили деятельность Синедриона в Уше, в Галилее. Оттуда
рапространился призыв ко всем тем, кто учил Тору, прийти и обучать
других, а тем, кто не обладал знанием, прийти, чтобы учиться.
Великие ученики рабби Акивы - рабби Меир, рабби Йеуда и рабби
Шимон бен Йохай стали наставниками поколения. Главой Синедриона был
рабан Шимон бен Гамлиэль.
2. Расцвет Устной Торы.
Постепенно римские преследования сошли нет, и римляне даже
стали искать примирения с евреями. Евреям снова разрешили вести
образ жизни в соответствии с их обычаями и судить по законам
еврейского суда. Глава Синедриона был представителем евреев,
признанным властями. Глава Синедриона устанавливал календарь,
определял даты новомесячий и посылал посланников в Вавилонскую
диаспору, чтобы сообщить им об установленных календарных датах.
Мудрецы из Вавилона приезжали в Эрец Исраэль, учиться и обучать
других. Посланники главы Синедриона достигали и других еврейских
общин, в разных краях Римской империи, обучая евреев диаспоры
галахе, определенной Синедрионом, и принимая от них денежные
пожертвования на содержание мудрецов и Синедриона.
В империи наступил мир, и торговля и ремесла достигли
процветания. Новые общины возникли на западе Римской империи, а
восточные общины богатели и строили величественные синагоги.
3. Рабби Иеуда а-Наси и завершение Мишны.
В следующем поколении положение евреев еще улучшилось. Сын
рабби Шмона бен Гамлиэля, рабби Иеуда, стал главой Синедриона. Он
был учеником всех великих мудрецов – таннаев -
предшествующего поколения. Он отличался праведным и возвышенным
характером, скромностью и стремлением к святости. Весь народ люил
и почитал его, и все мудрецы признавали его авторитет. Он обладал
богатством и связями с римскими властями, и даже сам император
Антонин (видимо, Каракалла) поддерживал с ним дружеские отношения.
Рабби Иеуда а-Наси воспользовался благоприятными условиями,
сложившимися в его дни, для того, чтобы собрать всех мудрецов и
прояснить все разделы Мишны, которые учили со времен Явне.
Была принята точная и краткая версия текста Устной Торы, для
того, чтобы ничего не было забыто и не утрачено, если вдруг снова
наступят трудные времена для Израиля. С тех пор и до сегодняшнего
дня это Мишна, которую мы учим, содержашая шесть частей: "Зераим",
"Моэд", "Нашим", "Незеким", "Кдошим" и "Тоарот".
Иеуда а-Наси руководил всеми вопросами общинной жизни,
назначал учителей, глав общин и судей. В Ципори, где размещался
Синедрион, прибывали многие ученики и мудрецы из Вавилона, такие,
как рабби Хия.
Глава 36. Амораи в Земле Израиля и в Вавилоне
1750 лет назад.
1. Амораи в Земле Израиля.
Мишна была основной книгой, по которой изучали Устную Тору. Все
мудрецы во всех еврейских общинах учили и истолковывали Мишну
своим ученикам и обсуждали вопросы, которые поднимались в связи с
ее текстом. Мудрецы, которые жили после завершения Мишны,
назывались амораи.
В Галилее место пребывания Синедриона и центр духовной
жизни переместился в Тверию. К первому поколению амораев
Земли Израиля принадлежали Иеошуа бен Леви и рабби Иеуда Насиа,
внук рабби Иеуды а-Наси, также исполнявший обязанности главы
Синедриона. В Тверию приезжали учиться со всей Земли Израиля, и она
в некоторой степени заменила собой Иерусалим.
Глава мудрецов заботился об обучении детей. Ему принадлежит
высказывание: "Мир существует лишь ради молитвы и учения детей". Он
основывал школы во всех еврейских селениях, чтобы весь народ
Израиля мог учить Тору.
Самым важным из амораев второго поколения был рабби
Иоханан, а среди его учеников особенно выделялся рабби Шимон, Рейш
Лакиш.
В период их жизни условия существования во всей Римской
империи ухудшились, население обнищало. Выдавались голодные годы;
случались эпидемии. По субботам евреи собирались в синагогах,
слушая толкования мудрецов, повествующих о любви всевышнего к Его
народу и о будущем избавлении . Однако многие евреи не находили
себе пропитания в Эрец Исраэль и вынуждены были эмигрировать в
Вавилон.
2. Евреи Вавилона.
Власть над Вавилоном принадлежала парфянам, враждовавшим с
римлянами.
Они уважали права евреев и предоставляли им возможность самим
регулировать свою жизнь. Евреям приносила доходы торговля с другими
странами – с Дальним Востоком, Индией и Китаем и со странами
Средиземноморья. Они также занимались сельским хозяйством и
ремеслами, и проживали в нескольких городах: в Суре, Нехардеа,
Пумбедите, Махузе и их окрестностях.
У евреев Вавилона было нечто вроде автономии – государства в
государстве. Главой их был так называемый "рейш галута",
происходивший из потомков Иеояхина, царя Иудеи. Он занимал
должность министра при дворе парфянского царя и правил евреями,
собирал налоги и назначал чиновников, которые должны были
контролировать соблюдение законов общественной жизни. Он также
исполнял обязанности верховного судьи и выносил приговоры
преступникам.
3. Вавилон становится центром еврейской жизни.
Еврейская община Вавилона, намного превосходившая своим
богатством общину в Эрец Исраэль, росла и развивалась и постепенно
стала включать в себя большую часть всего народа.
Знаменитый ученик рабби Иеуды а-Наси, Рав, вернулся в Вавилон
и основал йешиву в Суре, а Шмуэль основал йешиву в Нехардеа.Шмуэль
также был большим знатоком астрологии.
Не только мудрецы могли быть причастны к изучению Торы из уст
великих знатоков поколения. В месяцы равноденствия, в адаре и в
элуле, вся община могла слушать уроки, посвященные какому-либо
трактату Мишны.
После того, как Нехардеа была разрушена в войне с Тадмором,
йешива переехала в Пумбедиту. В Суре учил один из величайших
мудрецов второго поколения амораев - рав Хуна.
Парфянский царь относился к евреям благосклонно.
Глава 37. Евреи Земли Израиля под властью христианской Византии
1650 лет назад.
1. Восстановление Римской империи. Христианство становится
государственной религией.
Экономическое положение в Римской империи несколько улучшилось.
Когда императором был Диоклетиан, он посетил Землю Израиля, приезд
императора, сопровождаемого пышной свитой, вызвал немалое
любопытство среди простого народа и мудрецов. В то время многие
интересовались новыми религиями, поскольку вера в римских богов
ослабела. Некоторые принимали иудаизм, а другие, привлеченные
проповедями христианских священников, крестились. Диоклетиан
преследовал христиан. Преследования и самоотверженное поведение
христиан во время гонений прославили их веру, вплоть до того, что
большая часть жителей империи приняла христианство. В конце концов
новый император, Константин, крестился, и христианство стало
официальной религией Римской империи.
2. Преследования евреев со стороны христиан.
Христианская церковь утверждала, что именно она является
подлинным народом Израиля, и обвиняла евреев в том, что они убили
Иешу, которого христиане считали мессией и сыном Бога. В Кейсарии
проживало много влиятельных христиан. Там жил и один из самых
значительных амораев третьего поколения – рабби Абау. Он
вел споры с христианами по поводу их веры и по поводу Писания и
обычно одерживал победу в этих диспутах.
Христиане ненавидели евреев и, придя к власти, стали
преследовать их всеми возможными способами, стараясь их унизить и
лишить их возможности обращать прозелитов. Евреям запретили
приезжать в Иерусалим, за исключением одного лишь девятого дня
месяца ава – для того, чтобы оплакать разрушение Храма. Им
запретили строить новые синагоги, а также владеть рабами, что
должно было нанести ущерб их заработкам. На них оказывали давление,
желая убедить их креститься. Но лишь немногие из евреев приняли
крещение. Народ Израиля выдержал испытание и не поддался на
убеждения церкви: он сохранил верность своей религии, несмотря на
унижения и мучения, которым они подвергались при жизни четвертого
поколения амораев Земли Израиля, поколения рабби Ирмии. Но
многие из евреев покинули Эрец Исраэль и переехали в Вавилон.
3. В Вавилоне.
И в Вавилоне евреям приходилось недалеко, из-за давления,
оказываемого на них магами – священниками персидской религии
(зороастризма – прим. перев.). Приверженцы этой религии
верили, что существуют два божества – одно доброе, а другое злое, и
они находятся в постоянном противоборстве, которое в конце времен
разрешится победой доброго бога. Они хотели, чтобы и евреи приняли
их дуалистическую религию, однако евреи твердо держались веры в
Единого Бога.
В третьем поколении амораев Вавилона йешива в Пумбедите
приобрела особенно важное значение; во главе ее стоял Раба. Мудрецы
Эрец Исраэль приезжали в Вавилон, а вавилонские мудрецы посещали
Землю Израиля и пересказывали мнения , принятые в двух крупнейших
центрах – йешивах.
В четвертом поколении йешиву возглавляли Абайе и Рава,
мудрецы,достигшие чрезвычайно высокого уровня в изучении Торы.
Абайе собственноручно обрабатывал землю и таким образом добывал
себе пропитание.
4. Умножение количества церквей в Эрец Исраэль и восстание
Патрикия.
Для христиан Эрец Исраэль была Святой Землей, центром их
духовной жизни, и в ней строились многочисленные церкви и
монастыри. Многие христиане приезжали, чтобы поселиться в ней или
хотя бы посетить еста, по которым проходил Иешу. Они так досаждали
евреям, что в Ципори, в Галилее, вспыхнуло восстание, направленное
против римских христиан. Римляне жестоко расправились с
восставшими, и жизнь возвратилась в привычную колею.
Конец второй части.