Часть II
Часть III.
Глава 38.
Евреи Земли Израиля: надежды и разочарования. Составление
Иерусалимского Талмуда.
1600 лет тому назад.
1. Попытка восстановления Храма при императоре Юлиане.
Юлиан, взошедший на престол Римской империи, был противником
христианства и уважительно относился к евреям. Он обещал евреям,
что позволит им заново отстроить разрушенный Храм. Юлиан
распорядился начать работы на Храмовой горе. Евреи со всего мира
жертвовали средства на строительство, и на Храмовой горе уже было
собрано все необходимое для начала работ. Однако император Юлиан
был убит на войне, которую он вел против Персии. Работы были
остановлены. Новый император был приверженцем христианства, и
христиане, торжествуя, высмеивали евреев, и издевались над
постигшим их разочарованием.
2. Иерусалимский Талмуд и жизнь евреев.
Мудрецы Земли Израиля, видя, что ситуация ухудшается изо дня в
день, собрали воедино свидетельства обо всех галахических
дискуссиях, которые велись амораями этой земли, в
особенности, о тех, что имели место в поколении рабби Йоханана. Они
составили так называемый Талмуд Земли Израиля, который именуется
также Иерусалимским Талмудом, несмотря на то, что был записан в
Тверии. Самым авторитетным из мудрецов пятого поколения был рабби
Йосе бе-рабби Бон, уроженец Тверии. Мудрецы также собирали и
записывали все известные агадот для того, чтобы сохранить
их для будущих поколений; таким образом был составлен "Мидраш
Танхума". Еврейские жители теперь составляли меньшинство в
Эрец-Исраэль среди населявших ее христиан, и их жизнь в деревнях
Галилеи и Хевронского нагорья строилась преимущественно в рамках
внутриобщинной деятельности, основанной на местных синагогах и
школах.. Евреи занимались сельским хозяйством, в частности,
выращивали маслины, а также рядом ремесел: подвизались в качестве
мыловаров, стекольщиков и красильщиков.
3. В Вавилонии.
В это же время вавилонские евреи добились устойчивого
экономического положения; это богатая община могла строить свою
жизнь по собственному разумению, изучая Тору в двух крупных йешивах
– в Суре и Пумбедите, в которые собирались в так называемые "йерхей
кала" – месяцы, целиком посвященные изучению Торы. В пятом
поколении йешиву в Cуре возглавлял рав Папа.
4. В Земле Израиля.
Римская империя распалась на две части; столицей восточной ее части
был город Византий. Византийские императоры были набожными
христианами, и на их политике сказывалось влияние священников и
монахов, которые ненавидели евреев и добивались для них еще
больших ограничений. После смерти Гамлиэля Шестого, занимавшего
должность наси, византийский император упразднил эту
должность. Управление делами евреев Земли Израиля взял на себя
рэш пэрка, глава йешивы в Тверии. Между тем, центры учения
закрывались один за другим, и Земля Израиля перестала играть
доминирующую роль в преподавании Торы. Эта роль полностью перешла
к йешивам Вавилонии.
Глава 39.
Составление Вавилонского Талмуда.
1500 лет тому назад.
1. Усиление антиеврейских настроений.
Власть восточной Римской империи, со столицей в Константинополе
(прежде именовавшейся Византий) распространялась на Эрец Исраэль.
Одно время в Иерусалиме проживала влиятельная византийская
принцесса, которая способствовала возведению церквей и монастырей в
Святой Земле, в Иудейской пустыне и в Негеве. Евреям снова было
разрешено селиться в Иерусалиме, однако положение их на всей
территории, находившейся под властью Византии, было чрезвычайно
тяжелым. Они были обязаны носить на одежде специальный
опознавательный знак, указывающий на их вероисповедание; им
запрещалось служить в качестве чиновников. Монахи влияли на
христианское население, подбивая их нападать на евреев, грабить их
имущество, разрушать синагоги, и под влиянием церкви ненависть к
евреям укоренилась глубоко в душе у христиан.
2. Вторжения варваров на территорию Римской империи
Западная часть Римской империи претерпевала упадок; силы ее
ослабели. Племена варваров-германцев вторглись на ее территорию и
обосновались в ее пределах. Это были воины, с суровыми и дикими
обычаями. Они захватили территорию Франции, Испании, Северную
Африку, Италию, и постепенно Западная Римская Империя распалась на
несколько царств, в которых варвары владычествовали над их
исконным населением.
Евреи издавна проживали на юге Испании, во Франции и даже в
Германии, а в этот период еврейские общины возникли и в более
отдаленных краях. Поначалу варвары относились к евреям более
благожелательно, чем римляне. Однако после принятия ими
католичества, положение евреев снова ухудшилось, в результате
влияния церкви.
3. Евреи в Вавилонии.
Йешиву в Суре в шестом поколении амораев возглавлял рав
Аши. Совместно с другими мудрецами своего поколения он начал
собирать галахические дискуссии амораев Вавилонии и Эрец
Исраэль, начиная от времени Рава и Шмуэля и до его дней.
Составление Вавилонского Талмуд продолжалось в течение семидесяти
лет после его смерти.
Вавилонский Талмуд содержит диспуты мудрецов по поводу
содержащихся в Мишне галахических правил – тех из них,
исполнение которых не связано
с Землей Израиля и существованием Храма, но касаются регуляции
жизни общины: благословения, суббота и праздники, бракосочетание и
развод, имущественный ущерб, правила судопроизводства, соблюдение
кашрута. На основании дискуссии по каждому отдельному вопросу,
называемому "проблема" (сугия), устанавливается
галахическое правило.
Изучение Вавилонского Талмуда легло в основу еврейской жизни во
всех странах диаспоры и во всех еврейских общинах на протяжении
многих поколений, вплоть до 20 века. Талмуд также включает в себя
принципы еврейской теологии, этики и многочисленные предания –
агадот.
В Вавилонии также время от времени начинались преследования
евреев, и многие из них расселились по другим странам – избрали
местом обитания Индию и Аравийский полуостров. Мар Зутра, сын
экзилараха – главы еврейской диаспоры, взбунтовался против
персов и на протяжении семи лет независимо управлял евреями, пока
восстание не было подавлено.
Глава 40.
Поколения сабораев.
1400 лет тому назад.
1. Сабораи.
После завершения составления Талмуда мудрецы в вавилонских
йешивах стали определять свой статус как более низкий, чем у тех,
чьи мнения вошли в Талмуд – амораев. Отныне они видели свою
задачу в толковании мнений амораев и по этой причине
называли себя сабораями (корень этого слова связан со
значением "разъяснять, интерпретировать” - прим. пер.).
Они продолжали редактировать Талмуд, не полемизируя при этом со
мнением своих предшественников.
Религиозное рвение магов – жрецов распространенной в Персии
религии, зороастризма,– печально сказывалось на положении
вавилонских евреев; время от времени власти вводили запреты на
соблюдение субботы и на молитвы. Маги похищали еврейских детей и
воспитывали их по своим обычаям и верованиям. В этот период
происходили также постоянные военные столкновения между Персией и
Византией.
2. Евреи в Аравии.
Переселившиеся в Аравию и в Йемен евреи оказывали значительное
влияние на тамошние арабские племена, и некоторые из них приняли
иудаизм. Существовало даже целое царство, Химья, на троне которого
находился прозелит. Однако эфиопские христиане, действовавшие при
поддержке Византии, напали на йеменских евреев и арабов, принявших
иудаизм, и истребили многих из них. Уцелевшие спаслись бегством на
север, в район Мекки.
3. Евреи Земли Израиля.
В ходе войны между Персией и Византией персам при помощи еврейских
воинов удалось овладеть Землей Израиля, и они передали евреям
контроль над Иерусалимом. Возникла надежда на восстановление
Храма, однако очень скоро ее сменило разочарование. Вновь вспыхнула
война между персами и христианами, и Земля Израиля оказалась под
властью Византии.
4. Евреи в Западной Европе.
В странах Запада варвары приняли христианство, и священники
настраивали народ против евреев. Этот период был очень тяжелым для
евреев Испании, правители которой, визиготские короли, принуждали
всех своих подданных принять католичество. Церковные соборы обязали
евреев обратиться в католичество или же покинуть территорию
Испании. Многие евреи только для виду прошли крещение, однако
продолжали тайно соблюдать заповеди иудаизма. Поведение их нередко
вызывало подозрение у христиан, которые жестоко наказывали их за
верность вере, продавая в рабство.
Также и во Франции имели место преследования евреев. Спасаясь
от преследований, евреи вынуждены были скитаться, переселяясь с
места на место; они продавали или бросали на произвол судьбы
принадлежавшие им земли и все больше занимались профессиями,
связанными с торговлей или ремеслом.
В Италии папа Григорий Великий постановил, что евреев не
следует насильно обращать в христианство, однако надлежит всячески
унижать и притеснять их, в надежде, что под давлением они сами
согласятся пройти крещение. В Италии существовали многочисленные и
важные еврейские общины, в особенности, в Риме и Сицилии. Там
проводились ученые теологические диспуты между евреями и
христианами.
Глава 41.
Возникновение и распространение ислама. Начало периода
гаонов.
1300 лет тому назад.
1. Мухаммад.
В Аравии, в городе Мекке, появился человек по имени Мухаммад,
называвший себя пророком. Он основал новую религию, ислам, которая
заимствовала часть своих догм и принципов из иудаизма и
христианства. Признавшие Мухаммада пророком собрались вокруг него,
и все вместе они бежали в Ятриб (Медину), где была учреждена новая
власть. Оттуда они вели войны против остальных арабских племен,
остававшихся идолопоклонниками, которые были, в конце концов,
побеждены и обращены в ислам.
Ислам – это монотеистическая религия, которая провозглашает
Мухаммада своим последним пророком, установившим новые религиозные
законы и порядок молитвы. Пророчества Мухаммада записаны в Коране.
Мухаммад надеялся, что евреи признают его пророком и примут
новую религию. Однако они встретили его насмешками, сохранив
приверженность вере Моше-рабейну. Тогда Мухаммад объявив им
войну, многих из них перебил, а оставшихся насильно обратил в
ислам.
В течение короткого времени Мухаммаду удалось завоевать всю
Аравию.
2. Распространение ислама .
Наследники Мухаммада, халифы, продолжали наступление ислама на
окружающие земли. Они завоевали Эрец Исраэль, Вавилонию и Персию.
Персия прекратила свое существование как независимое государство, а
Византия была сильно ослаблена. Все завоеванные земли вошли в
состав великой арабской империи.
Была завоевана также Северная Африка, после того, как берберские
племена остановили продвижение арабов ( важную роль в этом сыграло
одно из племен, принявшее иудаизм, воевавшее под предводительством
женщины, "Кехины"). Вслед за тем завоеватели переправились через
Гибралтарский пролив и, покорив Испанию, вступили во Францию; там
их продвижение было остановлено. На востоке арабы продвинулись
вплоть до самой Индии.
3.Статус евреев в исламе.
В мусульманских странах евреев не заставляли насильно переходить в
ислам. Вместе с христианами, они получили статус
"покровительствуемых" ("димми"), который обязывал их выплачивать
дополнительный налог, носить особую одежду и вести себя со
смирением, приниженно по отношению к мусульманам. Однако, как
правило, евреи под властью ислама не подвергались преследованиям и
могли вести спокойное существование в рамках общины;положение
их, в целом, было лучше, чем в христианских странах. Зачастую
ограничения, наложенные на евреев, не соблюдались на практике, так
что евреи могли добиться успеха и материального благополучия.
Особенно радушно приняли мусульман в Испании; после многих лет
страданий, причиненных христианскими правителями, их принимали как
избавителей.
4. Ситуация в Израиле.
Халифы из династии Умайя (Умайяды), избравшие своей столицей
Дамаск, рассматривали Иерусалим как духовный центр, имеющий важное
значение для ислама. Они очистили Храмовую гору от мусора,
скопившегося во время византийского правления, возвели в южной
части ее величественную мечеть – Мечеть аль-Акса, а на месте
Святая Святых было построено еще одно красивое и внушительное
здание - т.н. Мечеть с Золотым куполом. Евреям разрешено было
селиться в Иерусалиме и молиться на Храмовой горе.
Численность еврейской общины в Эрец Исраэль увеличилась,
евреи возвращались сюда издалека, из разных краев
диаспоры. Мудрецы занимались разработкой галахических правил,
уделяя при этом особое внимание агаде. Сочинялись
пиюты, поэтические гимны, а также тексты молитв на богатом
иврите. Самыми значительными из поэтов были Калир и Яннай.
5. Положение евреев в Вавилонии.
В период мусульманских завоеваний главой диаспоры,
экзилархом, был Бустанай, по преданию, единственный из дома
Давида, кто уцелел после преследований персов. Халиф Али относился
к нему с почетом и уважением.
Главы йешив назывались гаоны; они обучали Вавилонскому
Талмуду тысячи евреев, прибывавших со всех краев диаспоры, а также
посылали ответы (респонсы) на галахические запросы различных
общин.
Глава 42.
Караимы. Масореты. Принятие иудаизма хазарами.
1200 лет тому назад.
1. Ограничения, наложенные на евреев аббасидскими халифами.
Власть над огромной империей ислама перешла от одной династии
к другой – от Умайядов, базировавшихся в Дамаске, к Аббасидам,
столицей которых стал вновь основанный город Багдад, в окрестностях
древнего Вавилона. Аббасиды, будучи ревностными мусульманами,
наложили на религиозные меньшинства, димми, унизительные
ограничения и тяжелые налоги. Евреи, с давних пор
занимавшиеся сельским хозяйством на земле Вавилонии, оставили свои
наделы и перешли к другим видам деятельности – к занятиям ремеслам
и другими профессиями, такими, как медицина.
2. Йешивы и гаоны.
Несмотря ни на что, положение экзиларха – главы диаспоры
(реш галута) оставалось прочным; он пользовался уважением
властей и в их глазах являлся представителем всего еврейства. В
старинных йешивах продолжали обучаться тысячи евреев, прибывавших
со всех концов света в Вавилонию для изучения Торы. Возвращаясь к
себе на родину, эти евреи распространяли знания, полученные в
Багдаде, и таким образом влияли на установление галахического
образа жизни их общины.
Копии Вавилонского Талмуда рассылались в различные общины
диаспоры, и их изучали там. Когда возникла проблема в понимании
какого-либо вопроса или же сомнения по поводу определеннного
галахического правила, посылали письмо гаону в Вавилонию,
прилагая к нему некоторую денежную сумму, и гаон присылал
ответ на письмо. Багдадские йешивы в период гаонов
исполняли обязанность Синедриона, устанавливая галаху. Рабби
Амрам-гаон определил в своих ответах порядок молитв, который
получил повсеместное распространение.
3. Караимы.
Однако были евреи, которые поставили под сомнение право йешив
устанавливать галахические правила, определяющие образ жизни. Один
из них, Анан, отверг Устную Тору и всю содержащуюся в Талмуде
галаху, проповедуя своим ученикам, что следует жить по правилам,
выводимым из простого, буквального понимания Писания. Так
образовалось течение, или секта, караимов, которые не
подчинялись авторитету раввинов, не признавая за ними право
истолковывать Тору. Секта караимов возникла в Вавилонии,
впоследствии распространившись в Египет, Эрец Исраэль и остальные
общины диаспоры.
4. Международная торговля.
Власть единой исламской империи простиралась от Испании до Индии.
По этим землям проходила сеть торговых путей, соединявших
отдаленные края. Еврейские купцы путешествовали из европейских
стран, Франции и Германии, входивших в то время в королевство Карла
Великого, даровавшего защиту своим еврейским подданным, в страны
Дальнего Востока, Индию и Китай.
Центрами деятельности еврейских купцов служили Багдад, Рамла в
Земле Израиля и Кайруан, в Северной Африке. Эти купцы именовались
раданиты. Они вели торговлю в соответствии с установлениями
Талмуда, переписывались на иврите и изобрели способ уплаты
"чеками", избавив купцов от необходимости перевозить наличными
крупные суммы денег, подвергаясь риску нападения грабителей.
5. Хазары
Царь и верхушка аристократии в сильном и могущественном хазарском
государстве, расположенном в Азии между двумя морями – Черным и
Каспийским, - обратились в иудаизм. Иудейское царство хазаров
существовало более трех веков, несмотря на непрерывные нападения
соседней Византии.
6. Масореты в Эрец Исраэль.
На Земле Израиля евреи влачили жалкое существование, добывая себе
скудное пропитание занятием ремеслами, и ситуация еще ухудшилась
после землетрясения, разрушившего большую часть селений Галилеи и
Голанских высот. В Тверии существовал важный центр изучения Торы.
Там мудрецы и знатоки Торы занимались записью огласовок текстов
Торы и способов их прочтения (таамим), стремясь к полной
унификации канонического библейского текста. Они именовались
масоретами. Наибольший вклад внесло в труд масоретов
семейство Бен-Ашер. Рукопись, содержащая записи одного из них,
дошла до наших дней.
Глава 43.
Рабби Саадия Гаон. Возникновение нового духовного центра
иудаизма в Италии.
1100 лет назад.
1. Багдад как культурный центр.
Багдад, столица халифата в период правления династии Аббасидов,
являлся значительным культурным центром. Он служил местом встреч
мудрецов и ученых разных народов, прибывших из самых отдаленных
краев, от Индии до крайнего Запада, которые дискутировали
по-арабски и сочиняли на арабском языке трактаты, посвященные
филологии математике, астрономии и философии. Сочинения
древнегреческих философов Платона и Аристотеля были переведены на
арабский язык и являлись предметом изучения, споров и
интерпретации. Под влиянием мусульманских философов некоторые из
христиан и евреев переходили в ислам; проводились диспуты,
посвященные теологическим вопросам трех конфессий.
2. Брожение и споры среди евреев. Рабби Саадия Гаон.
Караимские ученые отрицали истинность Устной Торы. Кроме них,
существовали также евреи, которые впали в ересь, отвергая основы
иудаизма как таковые. Мудрецы, преподававшие в вавилонских йешивах,
игнорировали своих противников и высмеивали их, однако они не были
способны опровергнуть их утверждения, поскольку их познания были
ограничены областью Талмуда. В это время в Вавилонию прибыл
еврейский мудрец, рабби Саадия, который вырос в Египте, изучал
философию и науки и во всей полноте овладел знанием Торы как
Устной, так и Письменной. Он владел языками – ивритом, арамейским и
арабским, писал книги о грамматике и составил словарь трудных слов
в Танахе. Он перевел Танах на арабский язык, сопроводив перевод
объяснением трудных мест, в соответствии в галахической традицией,
содержащейся в Талмуде. Прибыв в Вавилонию, рабби Саадия стал
гаоном йешивы в Пумбедите, а затем и йешивы в Суре.
Будучи многосторонне и богато одаренной личностью и также
обладая способностями лидера, рабби Саадия Гаон выступил на защиту
раввинистического иудаизма, отражая нападки его противников и
одерживая верх в спорах над еретиками и караимами. До сегодняшнего
дня изучают написанную им книгу "Избранные мнения и воззрения"
("А-нивхар бе-эмунот ве-деот"). Его перу принадлежат также
стихотворения и поэтические гимны. Рабби Саадия Гаон принадлежит к
числу величайших мыслителей еврейского народа.
3. Евреи в Эрец Исраэль.
В этот период существовал важный духовный центр по изучению Торы и
в Эрец Исраэль, несмотря на нищету и тяжелые условия жизни ее
обитателей. Во главе йешивы в Эрец Исраэль стоял гаон рабби Аарон
бен Меир, который вел полемику с рабби Саадией Гаоном.
4. Возникновение новых центров по изучению Торы.
Экономическое положение вавилонских евреев уже не было столь
благоприятным, как в прежние времена, и влияние вавилонских гаонов
на диаспору постепенно ослабевало. Возникли новые йешивы, в которых
знатоки преподавали и истолковывали Тору. Так возник новый центр,
унаследовавший традицию Эрец Исраэль, в Италии, в южной ее
части – в Бэри, и на севере – в Лукке.
В Египте существовала важная йешива в Фустате, в городе,
в котором обосновалось множество богатых купцов.
В Тунисе крупным торговым центром был Кайруан, и в этом
городе также существовала влиятельная йешива.
5. В Испании.
Самый влиятельный из новых центров еврейской культуры возник
в Испании, в которой еврейские общины, в свое время оказавшие
поддержку мусульманским завоевателям, существовали в сравнительно
благоприятных условиях, до определенной степени напоминавших
автономию. Крупным культурным центром стал кордовский халифат. При
дворе халифов обретались поэты, ученые, философы – евреи и
мусульмане. Еврейский мудрец Хасдай ибн Шапрут был назначен
министром иностранных дел халифа и вел переписку с царем хазар. Он
был сведущ в медицине, лингвистике и в Торе, и благодаря его
усилиям, Кордова сделалась центром еврейской учености.
Глава 44.
Окончание периода гаонов. Шмуэль а-нагид. Рабейну Гершом.
1000 лет назад.
1. Легенда о четырех пленниках.
Предание рассказывает о четырех вавилонских мудрецах, попавших в
плен к пиратам и проданных в рабство в разные края. Еврейские
общины выкупили их, и каждый основал йешиву в том месте, в котором
оказался. Так распространилась еврейская мудрость в Испанию,
Италию и Северную Африку.
2. Италия.
В Италии был создан замечательный мидраш "Тана деби
Элияу", а также книга по еврейской истории, повествующая о событиях
конца периода Второго Храма, "Йосефон". Знаменитый врач и философ
Шабтай Донноло ездил в Багдад изучать науки. Евреи Венеции вели с
востоком морскую торговлю. Древняя еврейская община Рима имела
большое влияние и предпринимала немалые усилия, чтобы добиться от
Папы Римского защиты для своих единоверцев от антисемитски
настроенных деятелей церкви.
3. Европа.
Тем временем продолжалось расселение евреев во Франции и
Германии; новые общины возникали в городах, расположенных на
берегах рек и на крупных путях международной торговли, а также в
тех, которые являлись значительными рыночными центрами. Правители
были заинтересованы в том, чтобы евреи обосновались на подвластной
им территории, так как только евреи умели привозить ценные
экзотические товары из далеких восточных стран, такие, как пряности
и шелк. Евреи занимались ремеслами, а также сельским хозяйством.
Правители предоставляли им разрешение на свободный проезд, а
также обещали заботиться об их безопасности, в награду за это
отбирая у них львиную долю их доходов. Еврейские общины
распространились на восток Европы; в Польше, в Праге, на Украине в
Киеве возникали общины, созданные еврейскими купцами. Торгуя со
странами Дальнего Востока, а также со славянскими народами, купцы
привозили в Европу также рабов.
4. Рабейну Гершон, прозванный Светоч Диаспоры.
В Германии, на всем протяжении реки Рейн, существовали
влиятельные еврейские общины. В Майнце проживал рабену Гершон,
Светоч Диаспоры, установивший важные галахические правила, в
частности, запрет на полигамию. Он также сочинял траурные плачи
(кинот) о погромах и прочих преследованиях, которые
довелось вытерпеть еврейскому народу.
5. Вавилония.
В Вавилонии жил последний из гаонов, великий Хай Гаон, перу
которого принадлежат галахические шеильтот (разъяснения,
ответы на вопросы), а также поэтические гимны, пиюты. Он
давал ответы на множество запросов, все еще поступавших в
вавилонские йешивы из разных общин диаспоры. Однако с его кончиной
Вавилония утратила свою роль как центра еврейской мудрости, и
вавилонская община ничем не отличалась от других рядовых общин
диаспоры. Багдад также не являлся уже столицей мусульманской
империи, так как единая империя распалась на ряд отдельных
независимых государств.
6. Земля Израиля.
Власть над Эрец Исраэль принадлежала халифам из династии Фатимидов,
обосновавшейся в Египте, а посредником ее служил министр-еврей
рабби Палтиэль. Вначале положение евреев улучшилось, но затем к
власти пришел отличавшийся жестокостью халиф аль-Хаким, который
приказал разрушать синагоги и казнил множество евреев, а оставшихся
отправил на принудительные работы. В Иерусалиме осталось лишь
пятьдесят евреев. Свой вклад в бедственное положение евреев в
Святой Земле внесло и землетрясение, приведшее к многочисленным
жертвам в нескольких общинах. Многие евреи покинули Эрец Исраэль.
7. Северная Африка.
В Тунисе проживал известный мудрец, рабейну Нисим,
поддерживавший переписку с Хаем Гаоном. Он написал комментарий к
Талмуду. В марокканском городе Фесе жил рабби Ицхак Альфаси (Риф),
который собрал воедино все галахические правила, содержащиеся в
Талмуде. Однако междоусобные войны за власть навлекли бедствия на
евреев Северной Африки, и многие из них бежали в Испанию.
8. Испания.
В мусульманской Испании произошел расцвет еврейской культуры.
На территории Испании размещалось несколько государств. Их
правители нередко относились к евреям благожелательно и с
уважением. Некоторые евреи, отличавшиеся в то же время ученостью в
Торе и в науках и занимавшиеся поэзии, достигли при дворе положения
министра.
Наиболее выдающимся среди них был Шмуэль а-Нагид из Гранады,
автор "Введения к Талмуду", а также многих поэтических творений на
библейском иврите. Он был военным министром и одерживал победы в
сражениях, заботясь при этом о поддержании мира и добрососедских
отношений между евреями в Испании. Его близким другом был поэт и
философ Шломо ибн Гебироль (Ибн Гвироль), автор стихотворного произведения "Кетер
мальхут" ("Корона царства").
Глава 45.
Раши и его время.
950 лет назад.
1. В мусульманских странах.
Положение в Эрец Исраэль было нелегким, снова случилось
землетрясение, и Иерусалимская йешива переехала в Тир. Евреи
уезжали жить в Египет.
И в Северной Африке евреям жилось непросто: правители из
фанатичной мусульманской секты Альморавидов отобрали у них всю
собственность, и они вынуждены были бежать в Испанию. Рабби Ицхак
Альфаси также переехал в Испанию и основал крупную йешиву в Лусине.
В Испании происходили войны между христианами, которым
принадлежала северная часть Пиренейского полуострова, и
мусульманами, обосновавшимися в его южной части. Постепенно
христианам удалось отвоевать Испанию, разбив разрозненные
мусульманские царства. Это война получила название
реконкиста (отвоевание). Евреи принимали участие в военных
действиях как на стороне мусульман, так и в армии христиан;
горьким плодом изгнания явилось то, что евреи обращали оружие
против своих же братьев и единоверцев. Многочисленная еврейская
община города Толедо оказалась под властью христианских правителей,
которые относились к ним доброжелательно, не прибегая к
притеснениям.
2. Италия.
В Италии продолжался расцвет еврейских общин. Рабби Натан из Рима
составил объемный словарь талмудической терминологии с
использованием первоисточников и мидрашей, который
используется до сего дня. Однако церковь ввела запреты и
ограничения на совместную деятельность евреев и христиан, для
того, чтобы евреи не могли оказывать влияние на христиан.
3. Франция и Германия.
В Северной Европе, вплоть до самой Англии, возникли новые
общины, основанные еврейскими купцами. В Вормсе, на берегах Рейна,
была основана йешива, ставшая важным центром изучения Торы. В ней
обучались студенты со всей Европы. Там преподавал рабби Шломо
Ицхаки, сокращенно – Раши, уроженец французского города Труа.
Раши относится к числу величайших мудрецов всех поколений
еврейского народа; он написал всеобъемлющий комментарий к
Вавилонскому Талмуду, а также к Танаху. Со времени Раши и по сей
день весь народ Израиля изучает Тору, опираясь на его комментарий,
и без него многие разделы гемары остались бы непонятыми.
Раши зарабатывал себе пропитание, разводя виноград для целей
виноделия.
4. Община в Шпейере.
Епископ немецкого города Шпейера предложил выделить для евреев в
их городе квартал, обнесенный стеной – чтобы защитить их от
возможных нападок, и выдал им документ на право пользования этой
землей. Правителям было выгодно, чтобы евреи селились на их землях,
это приводило к развитию торговли, а также позволяло взыскивать с
евреев дополнительные налоги.
5. В Восточной Европе. Религиозное влияние евреев в Россию.
Евреи, избравшие местом жительства Польшу, приняли активное
участие в развитии экономической и государственной структуры
Польского королевства. Власти предоставили им определенные права, и
все больше и больше евреев переезжало в Польшу.
Евреи поселились также в России – в Киеве, а затем вдоль
торговых путей, ведущих на север и на восток. Они оказывали
определенное влияние на местное население, которое иногда
перенимало у них отдельные обычаи – например, прекращение работы в
субботний день. Евреи пытались убедить киевского князя обратиться в
иудаизм, подобно тому, как это сделал правитель хазар, однако
потерпели в этом неудачу. Евреям Киева были предоставлены
разнообразные права.
Глава 46.
Крестовые походы. Рабби Йеуда Галеви. Тосафисты.
900 лет назад.
1. Крестоносцы.
Священники во Франции в своих проповедях призывали народ и
рыцарей бросить все и выступить в поход на Иерусалим, чтобы
вызволить гробницу Йешу из рук мусульман, нападающих на
паломников. Рыцари Франции и Германии собрали большое войско и
принесли обет идти на войну в Святую Землю, за освобождение
Иерусалима. На знамени, которое они несли, они начертили большой
знак креста; за это они были прозваны крестоносцами.
2. Гибель общин Франции и Германии.
По дороге в Святую Землю крестоносцы проходили по тем районам
Германии и Франции, где располагались еврейские общины. Крестоносцы
говорили:" Мы отправляемся на восток для того, чтобы воевать с
неверными, а здесь, в нашей земле, нашли пристанище евреи, которые
убили Йешу. Для начала расправимся с ними!" Евреям был предъявлен
ультиматум – обратиться в христианство под страхом смерти:
"Крещение или смерть!" Проявив героизм, евреи отказались предать
Тору, и погибли, прославляя Имя Господа. Крестоносцы жестоко
истребляли их, сжигали живьем, запертых в синагогах. В некоторых
местах еврейские юноши оказывали крестоносцам сопротивление с
оружием в руках. Однако они были бессильны против армии рыцарей. В
некоторые случаях одиночки и отдельные общины были подвергнуты
насильственному крещению.
Эта трагедия (которую, с определенной точки зрения, можно
сравнить с Катастрофой европейского еврейства) вошла в историю
как погромы 1097 года. Крестоносцы продвигались на восток через
Центральную Европу, на всем своем пути нападая на евреев и
уничтожая их. Уцелевшие из евреев бежали в Польшу. В Праге членов
еврейской общины силой заставили принять крещение.
3. Крестоносцы отвоевывают Землю Израиля у мусульман.
Крестоносцы прошли через Византию и, добравшись до Эрец Исраэль,
отбили ее у мусульман. В Иерусалиме евреи помогали мусульманам в
обороне города, однако крестоносцы захватили его и устроили
ужасающую резню. Все евреи города были жестоко истреблены, и по
улицам города текли потоки крови. Еврейские воины приняли участие
также в обороне Хайфы и были перебиты, когда город попал в руки
крестоносцев. Оставшиеся в живых были проданы в рабство.
В Земле Израиля почти не осталось евреев. Йешива
перебазировалась в Дамаск.
Крестоносцы основали в Эрец Исраэль т.н. Иерусалимское
королевство крестоносцев и воздвигли в ней церкви и монастыри.
4. Испания.
Испанские христиане были заняты реконкистой и не принимали участие
в крестовых походах. На юге Испании правители из фанатичной
мусульманской секты пытались силой обратить евреев в ислам, и это
привело к волнениям и беспорядкам. Однако Испания продолжала
служить важнейшим духовным центром иудаизма, во всем, что касалось
изучения Торы и еврейской мудрости, и в ней проживала большая часть
тогдашнего еврейства.
В это время жил великий еврейский поэт и философ рабби Иейда
Галеви, который писал на иврите стихи, в которых выражал свою тоску
по утраченной Эрец Исраэль и любовь к Сиону, а также на арабском
языке - книгу "В защиту униженной веры", она же "Книга Кузари",
прдставляющая собой апологию иудаизма.
В Испании проживали также еврейские врачи и ученые, математики
и астрономы, и среди них выдающийся комментатор Танаха Авраам ибн
Эзра.
5. Во Франции и в Германии.
После волны преследований и погромов евреям, насильно обращенным
в христианство, разрешено было вернуться в иудаизм, однако
отношения их с христианами оставались напряженными. Евреи закрылись
в своих кварталах. Изучение Торы продолжало развиваться, и к
комментарию Раши были написаны "Дополнения" ("Тосфот"). Крупнейшими
из тосафистов были внуки Раши рабейну Там и рабби Шмуэль
бен Меир. Тосфот углубляли анализ вопросов, разбираемых в
Талмуде, сравнивая разные места. Евреи уже не занимались сельским
хозяйством, и их участие в торговле тоже существенно ограничилось.
Основным источником доходов у евреев сделалось предоставление
ссуды под процент, и это занятие ростовщичеством, необходимое в те
времена, когда не существовало банков, усиливало ненависть к
евреям.
Глава 47.
Рамбам и его время.
800 лет тому назад.
1. Новые крестовые походы и преследования.
Восемьдесят лет спустя после первого крестового похода был
организован второй крестовый поход, который также сопровождался
погромами в еврейских общинах, расположенных на берегах Рейна.
Через пятьдесят лет за ним последовали третий и четвертый крестовые
походы, представлявшие собой попытки возвратить власть над Землей
Израиля, которая тем временем перешла в руки мусульманского
правителя Салах эд-Дина.
В Англии крестоносцы напали на евреев. Евреи Йорка
забаррикадировались в городской крепости и сопротивлялись
погромщикам, однако, когда увидели, что погромщики одерживают над
ними верх, все вместе покончили с собой во славу Господа, для того
чтобы не позволить христианам надругаться над собой.
2. Усиление христианского антисемитизма.
Антисемитизм со стороны христиан возрастал повсеместно. На
евреев возводились "кровавые наветы"- обвинения в том, что евреи
перед Песах убивают христианских детей, чтобы на их крови
замешивать мацу.
У церквей устраивались представления, в которых изображалось,
как Йешу был предан, подвергнут пыткам и распят евреями,
священники и монахи науськивали невежественные толпы на евреев их
собственного города.
3. Изгнание евреев из Франции.
Король Франции Филипп-Август, желая поживиться за счет евреев,
издал указ об их изгнании из страны и присвоил себе их имущество.
По прошествии двадцати лет он разрешил евреям вернуться, придя к
выводу, что ему выгодней получать уплачиваемые ими налоги.
4. Рамбам.
В испанском городе Кордове родился и вырос величайший из еврейских
мудрецов, рабби Моше бен Маймон. Он изучил все, что было известно о
Торе, все источники, содержащие еврейскую мудрость, а также
распространенные в его время науки, в частности, медицину и
философию. В возрасте всего лишь двадцати шести лет он написал
комментарий ко всей Мишне.
Из-за преследований мусульманских правителей из династии
Альмохадов, которые принуждали евреев насильно переходить в ислам,
семья Рамбама переехала в Марокко, а оттуда - в Египет, по дороге
побывав в Эрец Исраэль.
В своем фундаментальном труде "Мишне Тора" Рмбам собрал и
упорядочил все галахические правила, содержащиеся в Вавилонском и
Иерусалимском Талмудах. Его выдающаяся ученость в Торе приобрела
известность во всех краях диаспоры, и из всех земель стали
направлять к нему письма с вопросами касательно галахи, а также
проблем веры и вопросов по поводу жизни общины. В ответ он посылал
им письма с подробными разъяснениями, направляя свои послания в
разные общины диаспоры.
На склоне дней Рамбам сделался нагидом – официальным
главой или представителем – всего египетского еврейства и снискал
расположение султана Салах эд-Дина и его сына. Он написал книгу
"Море невухим" ("Путеводитель заблудших"), посвященную проблемам
еврейской философии; книга была написана на арабском языке, а затем
переведена на иврит рабби Шмуэлем ибн Тибоном, уроженцем южной
Франции, и приобрела известность во многих общинах.
Еще при жизни Рамбама книга вызвала множество споров.
Некоторые раввины, главным образом, во Франции, категорически
отвергли представленные в книге воззрения, противопоставив их
простой народной вере.
5. Земля Израиля.
В Землю Израиля возвратились несколько тысяч евреев, которые
поселились в портовых городах Тире, Акко и Ашкелоне. Королевство
крестоносцев, придя в упадок, было побеждено Салах эд-Дином,
который разбил его войско в бою под Тверией. Евреи вновь могли
жить в Эрец Исраэль, в нее начали прибывать евреи, тоскующие по
Сиону, в их числе – триста раввинов из Франции и Англии. В те дни
Землю Израиля посетил и поэт аль-Харизи.
Глава 48.
Рамбан. Сожжение Талмуда во Франции.
750 лет тому назад.
1. Статус евреев в христианской Испании.
В Испании была завершена реконкиста, в руках мусульман
оставалось только небольшое Гранадское королевство. Тысячи
еврейских общин в Испании жили под властью христиан. В то же время
они пользовались многими правами и обладали религиозной и
юридической автономией.
Среди евреев было немало людей богатых, достигших высокого
положения при дворе, вплоть до места министра. Были крупные
землевладельцы; некоторые занимались сельским хозяйством, всеми
видами ремесел – участвовали в производстве тканей (шерсти,
хлопка, льна, шелка),
выделке пергамента, изготовлении стекла, а также свободными
профессиями – были врачами, чиновниками, писцами и учеными.
Король Альфонсо Мудрый поручил евреям переводить с арабского на
испанский множество научных трактатов. Главы общин обладали
значительным богатством и играли важную роль при дворе. Евреи
проживали в городах в отдельных кварталах.
Существовали многочисленные йешивы, в которых преподавали
знатоки Торы; многие из них были сведущи и в науках, таких, как
медицина.
2. Рамбан.
Крупнейшим мудрецом этого поколения был рабби Моше бен Нахман из
Жероны – Рамбан. В своем учении он сочетал премудрость испанской
школы с подходом французских и немецких тосафистов. Он
принадлежал к числу каббалистов, которые получили эзотерическое
учение от каббалистов Прованса. Рамбам составил глубокий
комментарий Торы и книги Иова. В конце жизни он был вынужден
принять участие в диспуте с христианами в присутствии короля
Арагона, и своими доводами он одержал победу над выкрестом, который
представлял противоположную сторону. Его выдающимся учеником был
рабби Шломо бен Адерет (Рашба), прославленный знаток Талмуда,
который устанавливал галахические правила и отвечал на вопросы
касательно галахи.
3. Христианская Европа.
В других европейских странах положение евреев было значительно
более тяжелым, из-за антисемитизма масс и антиеврейских декретов
церкви. На Латеранском соборе в Италии Папа Римский запретил
христианам поддерживать с евреями деловые, профессиональные
отношения. Евреи были изгнаны со всех государственных должностей.
Они должны были носить особую одежду, с нашитой на ней желтой
меткой, и остроконечный колпак.
Во Франции, во время борьбы с получившими распространение на
юге страны еретическими сектами, было истреблено и множество
евреев. Дети их были переданы в монастыри для того, чтобы они росли
и воспитывались в духе христианства. Особенно сильна была ненависть
к евреям в Германии, и преследования их практически не
прекращались. Евреи зарабатывали себе пропитание предоставлением
денег в рост знати и простому народу, и это еще более усиливало
антисемитизм. Князья и правители оказывали на них давление,
стремясь выжать из них значительные суммы денег. Евреи находили
себе утешение в изучении Торы и в благочестивом служении Богу, как
это было характерно для движения ащкеназских хасидов, самый
знаменитый из которых, рабби Йеуда а-Хасид, написал книгу "Сефер
а-хасидим" ("Книга хасидов").
Духовными наставниками европейских евреев были выдающиеся
знатоки Торы, такие как рабби Меир из Ротенбурга. Когда король
распорядился бросить его в тюрьму, чтобы получить от общины крупную
сумму выкупа, он, стремясь избежать дальнейшего вымогательства,
запретил выкупать себя и окончил свои дни в тюрьме.
4. Полемика по поводу Рамбама и сожжение Талмуда.
На юге Франции вновь разгорелась полемика по поводу воззрений
Рамбама. Противники его написали донос властям, и инквизиция сожгла
его книги. Несколько лет спустя прокатилась война преследований по
всей Франции. В Париже были сожжены двадцать четыре повозки,
наполненные доверху рукописями Талмуда. После этого в йешивах стал
ощущаться недостаток книг для изучения Талмуда.
5. На востоке.
В это время на восток совершилось нашествие жестокого кочевого
народа – монголов, которые продвинулись до Центральной Европы и
до Эрец Исраэль. Они превращали в развалины все на своем пути и
истребляли население завоеванных городов и стран. Еврейские общины
бежали на Запад, в Польшу и Германию.
Иерусалим был покорен и полностью разрушен. На склоне дней
Рамбан посетил Землю Израиля и на месте одной из развалин воздвиг в
Иерусалиме синагогу, которая и по сей день носит название "синагога
Рамбана".
Глава 49.
Изгнание евреев из Англии. Рош. "Черная смерть".
700 лет назад.
1. Изгнание из Англии.
Евреи Англии подвергались непрерывным гонениям. На них накладывали
непосильное бремя налогов, изгоняли из одного города в другой,
отбирая при этом всю их собственность, - все это для того, чтобы
принудить их принять крещение. Задолженности христиан евреям
аннулировались. Наконец король издал декрет об изгнании евреев с
территории Англии. Они перебрались во Францию и Германию.
Из Франции евреи изгонялись несколько раз, и каждый раз по
прошествии нескольких лет власти разрешали им вернуться.
2. Погромы в Германии.
В Германии распространился слух, будто евреи похитили дары святого
причастия из одной из церквей. Немец по имени Риденфлейш собрал
огромную толпу, и началась волна погромов в более, чем ста
еврейских общинах, в ходе которой были убиты около двадцати тысяч
евреев.
Выдающийся мудрец рабейну Ашер (Рош) бежал со своей семьей в
Испанию, в город Толедо, где стал исполнять обязанности
даяна. Благодаря ему, в Испании получило распространение учение
немецких мудрецов и тосафистов. Рош написал комментарий к
Талмуду и, помимо него, оставил множество ответов на галахические
запросы.
3. Испания.
Комментатор Танаха рабби Гершон бен Леви (Ральбаг) отличался
рационалистическим подходом к интерпретации текста. Он жил в
Провансе.
Испания в это время служила местом жительства многим знатокам
Торы. Среди них были ученики Рашба в Барселоне, сын рабейну Ашера
рабби Яаков, соединивший традиции Испании и Германии в своем
сочинении "Арбаа турим", которое легло в основу многих более
поздних галахических трудов. Были также и каббалисты. В эти дни
было найдено важнейшее из каббалистических сочинений – "Зоар"
(“Книга сияния”), мидраш из уст рабби Шимона бар Йохая и
его учеников, повествующий о секретах Торы.
Дружественная по отношению к евреям атмосфера в Испании начала
постепенно меняться к худшему под влиянием фанатично настроенных
монахов и священниковкатолической церкви, а также зависти
простого народа к богатством, накопленный евреями. Евреи
Кастильского королевства были подвергнуты аресту с целью заставить
их заплатить за себя денежный выкуп.
4. Пандемия чумы "Черная смерть".
Еще одним бедствием, выпавшим на долю евреев Германии, стала
пандемия чумы, получившая прозвание "Черная смерть". Страшная
болезнь распространилась из Азии на Европу, охватив все ее страны
и вызвав миллионы смертей. Напуганные христиане обвинили евреев в
том, что это они вызвали болезнь путем отравления воды в колодцах.
Множество евреев были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам, с
целью добиться от них признания в том, что они отравили колодцы. Во
многих местах евреев сжигали на костре. Повсюду происходили
еврейские погромы, сопровождавшиеся грабежами.
Правители, пытавшиеся защитить "своих" евреев были бессильны
перед яростью толпы. В результате погромов в Германии почти не
осталось евреев. В этот период начало ухудшаться и положение евреев
в Испании.
5. Бегство евреев в Польшу.
Беженцам из Германии было предложено вернуться и проживать в ней в
унизительных условиях. Однако большинство предпочло остаться в
Польше. Евреи, поселившиеся в Польше, продолжали говорить на
немецком языке, не изучая польского. Немецкий язык, при котором
используются для записи буквы древнееврейского алфавита, служил
диалектом евреев Польши и постепенно развился в язык идиш.
6. В Земле Израиля.
На Эрец Исраэль распространялась власть правивших в Египте мамлюков.
Они захватили оставшиеся крепости крестоносцев и разрушили обитель
крестоносцев – город Акко, уничтожив вместе с ним местную еврейскую
общину. Мамлюки разрушили портовые города на берегу Средиземного
дня, чтобы полностью блокировать связь между Землей Израиля и
Европой. Большая часть Земли Израиля лежала в развалинах.
Наиболее важным городом тогда был Цфат, столица Галилеи. Мамлюки
проявляли терпимость по отношению к евреям. Беженцы из Англии и
Франции, а также евреи из соседних стран прибывали в Эрец Исраэль и
селились в ее деревнях. Рабби Аштори а-Фархи, объехав всю Землю
Израиля, описал ее в своей книге "Кафтор ве-фэрах".
Глава 50.
Преследования евреев в Испании. Изгнание из Франции.
600 лет тому назад.
1. Германия и Франция.
Беженцам, уцелевшим после погромов во время "Черной смерти" было
предложено вернуться в Германию, поскольку правители и знать
пришли к выводу, что они заинтересованы в присутствии евреев –
чтобы они оказывали услуги по предоставлению процентных ссуд и для
того, чтобы взимать с них высокие налоги. Однако они вынуждены были
жить в унизительных условиях, время от времени их изгоняли из
одного города в другой или они становились жертвой погрома.
Когда вспыхивали восстания против властей и католической церкви,
священники обвиняли евреев в том, что это их влияние привело к
мятежу и снова подбивали толпу свести с ними счеты.
Продолжалось массовое переселение евреев в Польшу, так как там
евреи обладали многими правами и могли заниматься торговлей и
ремеслом и развивать города на месте маленьких деревень.
Из Франции вновь были изгнаны все евреи, и на этот раз они не
получили разрешения вернуться. Многие изгнанники нашли себе приют
в Испании.
2. В Испании.
В Испании усилилось влияние деятелей церкви на королей и
аристократию, а также на простой народ. Они стремились к тому,
чтобы все жители Испании стали ревностными католиками и испытывали
ненависть к евреям. Они использовали зависть, которую испытывало
население к евреям, добившимся успехов, и опирались на выкрестов,
которые, стараясь очернить покинутую ими веру, выступали с
нападками на иудаизм в целом и на Талмуд.
В 1391 году прокатилась волна погромов по всей Испании; толпа
напала на евреев, убивая их, грабя и подвергая истязаниям, с
криками: " Крещение или смерть!" Около пятидесяти тысяч евреев пали
во имя освящения Божьего Имени, но приблизительно двести тысяч
приняли крещение под страхом смерти. Священники были довольны своим
успехом. Против евреев были приняты новые законы, еще более
принизившие их статус. Многочисленные общины главных городов
рассеялись по деревням. Они испытывали чувства страха и унижения.
При всем том в том поколении были выдающиеся мудрецы и
праведники. Самым авторитетным из них был рабби Хасдай Крескас,
автор сочинения “Свет Господа” ("Ор А-Шем").
Многие из анусим (насильно обращенных в
христианство) со временем раскаивались в своей слабости, некоторые
из них бежали в Северную Африку или в Гранаду и там вернулись в
иудаизм. Были и такие, которые продолжали соблюдать заповеди
тайком, наружно поддерживая христианский образ жизни.
Те из евреев, что чистосердечно приняли христианство,
добились высоких должностей при дворе, возбуждая этим зависть
своихнедоброжелателей, которые сохраняли враждебное отношение к
ним, несмотря на их крещение. Были выкресты, которые столь сильно
ненавидели свою прежнюю религию, что не жалели сил, помогая
священникам привести как можно большее количество евреев к принятию
христианства; одним из них был Шломо Галеви, уроженец Бургоса.
Церковь организовала публичный диспут в присутствии Папы
Римского, в испанском городе Тортосе. Диспут был продолжительным,
и еврейские мудрецы, во главе которых стоял рабби Йосеф Альбо,
автор книги "Сефер а-икарим", не могли выступать свободно, в то
время как христиане подвергали их оскорблениям. По завершении
диспута на евреев были наложены новые ограничения, ущемлявшие их
права, и снова многие евреи перешли в христианстве под давлением
страха и отчаяния.
3. Северная Африка.
Евреи искали себе убежища от преследований, и многие из них
бежали в Северную Африку. Выдающийся знаток Торы рабби Ицхак бен
Шешет (Рибаш) поселился в Алжире и основал там центр по изучению
иудаизма. Некоторые беженцы обосновались в Фесе, в Марокко.
4. Земля Израиля.
Монгольское нашествие в Сирии, а также угроза вторжения турков в
Эрец Исраэль привели к тому, что и без того малочисленное
еврейское население Эрец Исраэль еще уменьшилось, и иммиграция в
нее почти прекратилась, поскольку Папа Римский запретил итальянским
суднам перевозить евреев на своем борту.
Глава 51.
Изгнание евреев из Испании.
500 лет тому назад.
1. Германия и Италия.
Во всем христианском мире возросло влияние монашеских орденов,
ненавидевших евреев и разжигавших вражду к ним в простом народе. В
Италии монах Иоанн Капистрано начал подстрекательскую кампанию
против евреев, которая получила продолжение в Германии и докатилась
до самой Польши. Во всех этих местах происходили еврейские погромы,
сопровождавшиеся убийствами и грабежом.
В Италии уже началась эпоха Возрождения (Ренессанс).
Ученые-неевреи проявляли интерес к сочинениям древних авторов,
греков и римлян, а также интересовались Танахом и языком иврит и
протестовали против фанатизма церкви. Эти ученые-интеллектуалы,
гуманисты, с уважением относились к евреям, учились у них языку
иврит, изучали иудаизм и даже кабалу. Величайшим из них был Пико
делла Мирандола. Евреи также приняли участие в возрождении наук.
Изобретение книгопечатания оказалось очень полезным для
евреев, поскольку оно значительно облегчало воспроизводство книг
по сравнению с крайне трудоемким процессом их переписывания. Был
напечатан Танах с комментариями Раши и Ибн Эзры, и Талмуд. Однако
монахи-францисканцы пытались лишить евреев пропитания, всячески
очерняя их и возводя на них напраслину.
В Германии церковь пыталась ввести запрет на Талмуд и сжечь
его. Разгорелась полемика, в которой христианский гуманист Иоганн
Рейхслин встал на защиту еврейской литературы.
2. Испания: анусим.
Давление христиан привело к тому, что около полумиллиона евреев
приняли крещение и стали анусим Многие из них тайно
сохраняли свою связь с иудаизмом: они не употребляли в пищу
свинину, не разводили огонь в субботу, постились в йом
кипур, женили своих детей на детях таких же анусим и
даже иногда нанимали своим сыновьям учителя-меламеда,
который обучал их Торе. Однако в глазах окружающих они считались
христианами.
3. Инквизиция.
Церковь подозревала "новых христиан" в неискренности. Были созданы
специальные суды инквизиции, которые расследовали, не соблюдают ли
тайком новообращенные заповеди иудаизма. Инквизиторы подвергали
подозреваемых жестоким пыткам и, добиваясь признания, накладывали
на подсудимого наказание и конфисковывали его собственность, а при
повторных подозрениях приговаривали к публичному сожжению на
городской площади. Было немало анусим, которые признались в
своей приверженности иудаизму и с достоинством приняли смерть ради
освящения Имени Господа.
4. Изгнание.
Духовенство сознавало, что евреи, не принявшие крещения,
поддерживают своих обращенных в христианство братьев в их неприятии
новой религии.
После того, как в период царствования Фердинанда и Изабеллы
Испания стала объединенным королевством и Гранада была отвоевана у
мусульман, в год открытия Америки было принято решение об изгнании
всех евреев, не принявших крещения. Им было предписано не вывозить
с собой ничего из золота и серебра, разрешалось забрать лишь самые
необходимые вещи. Около двухсот тысяч евреев покинули Испанию.
Большая часть их переселилась в соседнюю Португалию, где спустя
пять лет они были насильственно обращены в христианство. Остальные
отправились в путь по морю, и многие тысячи погибли от голода и
эпидемий инфекционных заболеваний. Уцелевшие беженцы добрались до
Италии, Северной Африки и Турции, которая была заинтересована в
привлечении еврейских подданных, способных помочь ей упрочить и
развить структуры нового государства, возникшего на месте
побежденной Византии. Изгнание евреев из Испании было тяжелейшей
катастрофой, постигшей самую крупную и богатую в культурном
отношении общину в истории еврейского народа.
5. В Земле Израиля.
В Эрец Исраэль, после длительного периода упадка и запустения,
начала восстанавливаться еврейская община; это случилось благодаря
приезду рабби Овадии из Бертиноро, из Италии. Он реорганизовал
общину и добился ее усиления. Перу рабби Овадии из Бертиноро
принадлежит знаменитый комментарий ко всей Мишне.
Глава 52.
После изгнания. "Золотой век" Цфата.
450 лет тому назад.
1. Турция.
Власть над Ближним Востоком принадлежала мусульманам-туркам,
развивавших систему управления и государственные структуры при
помощи евреев-беженцев из Испании, которые задействовали свои
знания и умения в области различных профессий, торговли, а также
в сфере государственной деятельности. Они владели европейскими
языками и обычаями и выполняли обязанности послов ко дворам
христианских стран Европы.
Самой важной персоной при дворе султана был дон Йосеф
а-Наси, бежавший от португальской инквизиции. Он вынудил Папу
Римского освободить анусим из Анконы и наложил торговый
бойкот на этот город. Он поддерживал голландцев, восставших против
Испании. Он также получил разрешение от султана восстановить Тверию
как независимый еврейский город в Эрец Исраэль и призвал беженцев
из Испании селиться в нем.
2. Италия.
До Италии добрались многие из испанских изгнанников, среди них –
выдающийся мудрец дон Ицхак Абрабанель, которые до изгнания занимал
должность министра в Испании и Португалии. Он написал комментарий
ко всему Танаху, а после изгнания им были созданы сочинения,
призванные укрепить веру его соплеменников в Провидение, несмотря
на постигшие их бедствия. Он надеялся на то, что избавление
настанет в скором времени, после того как турки победят нечестивую
власть Рима. Сын дона Ицхака Абрабанеля, Иеуда, был известным
философом, автором сочинения "Диалоги о любви". Другой мудрец,
рабби Азария де Росси, придерживался гуманистических взглядов и
написал сочинение по еврейской философии, "Свет очей" («Меор
эйнаим»).
В это время в Италии появился человек, который уверял, что
происходит из колена Реувена. Он рассказывал, что где-то в Африке
находится могущественное царство пропавших десяти колен, и
предложил Папе Римскому заключить военный союз против Турции. Он
прибыл в Португалию, где его встречали анусим, поверившие,
что его появление предвещает скорое избавление, геулу. Один
из анусим, по имени Шломо Молхо, вернулся в иудаизм, стал
изучать кабалу и пробуждал среди евреев Италии веру в возрождение
Израиля, призывая активно участвовать в этом процессе. Он был
схвачен инквизицией и сожжен живым, героически погибнув ради
освящения Имени Господа.
Католическая церковь усилилась и предприняла новые шаги против
евреев. Были сожжены книги Талмуда, и евреев обязали жить в
обнесенных стеной кварталах, по образцу гетто, существовавшего в
Венеции, и носить опознавательный знак желтого цвета.
3. В Земле Израиля.
Земля Израиля удостоилась периода расцветапосле того, как
перешла в руки турок. Многие выдающиеся ученые и знатоки Торы
поселились в Цфате, который стал крупным центром по изучению Торы.
В нем нашли пристанище изгнанники из Испании, ремесленники-ткачи и
мудрецы, знатоки Торы.
Рабби Яаков Бейрав собрал их и возобновил рукоположение в
надежде возродить Синедрион. Но попытка провалилась из-за возникших
разногласий. К тем, кто был рукоположен, относился великий мудрец
этого поколения, рабби Йосеф Каро, автор книги "Шульхан Арух",
установившей галаху для всего народа Израиля.
В Цфате жили также выдающиеся каббалисты, рабби Моше Кордоверо,
который написал "Пардес римоним", и Ари – рабби Ицхак Лурия,
обучавший своих учеников тайнам святой книги "Зоар". Своими
усилиями по изучению и распространению знания Торы, а также
праведностью и молитвами они приближали час избавления Израиля.
Одному из цфатских каббалистов принадлежит гимн "Леха доди",
который поют, встречая наступление субботы.
4. Германия.
В Германии критика католической церкви переросла в крупномасштабное
восстание против ее авторитета: возникло реформистское движение, во
главе которого стоял Мартин Лютер.
Поначалу Лютер надеялся, что евреи примут и поддержат его
исправленную версию христианства, и положительно отзывался о них.
Однако убедившись, что они сохраняют верность своей религии, он
возмутился, и его гнев нашел отражение в сочинениях, еще более
антисемитских по своему настрою, чем сочинения деятелей
католической церкви. Лютер призвал немцев убивать евреев, сжигать
синагоги и изгнать всех евреев из Германии. Однако Германия была
раздроблена на множество мелких княжеств, часть из которых
сделались протестантскими, а часть остались католическими.
Преданный и самоотверженный еврей, Йосеф из Росгейма, старался
убедить германских князей отказаться от преследования евреев. Его
усилиями были предотвращены серьезные бедствия, однако время от
времени следовали декреты об изгнании евреев из одного города в
другой.
5. Польша.
Польша, в которую на протяжении сотен лет прибывали еврейские
беженцы и в которой существовали условия жизни, благоприятные для
евреев, сделалась важным центром по изучению Торы. Рабби Яаков
Полак проповедовал крайний интеллектуализм в изучении Талмуда,
однако его подход, требующий изощренных умственных усилий и остроты
комментария, был принят не всеми. Выдающийся кодификатор галахи
рабби Моше Иссерлис составил дополнения к "Шульхан арух" и
распространил их в общинах Центральной Европы.
Глава 53.
Польша - новый духовный центр еврейства.
400 лет тому назад.
1. Устройство общинной жизни в Польше.
С увеличением численности еврейских общин и возникновением новых
общин наступил "золотой век" польского еврейства. Однако и здесь
нетерпимость церкви отрицательно сказывалась на статусе евреев.
Орден монахов-иезуитов распространил свою деятельность и на Польшу.
Иезуиты настраивали горожан против евреев. Евреи были вынуждены
ограничить свою профессиональную деятельность торговлей и
предоставлением процентных ссуд. Король, который защищал евреев,
будучи заинтересован в уплачиваемом ими налоге, уступил
аристократам-землевладельцам власть над евреями, проживавшими в
городах, расположенных на принадлежащих им землях.
2. "Комитет четырех земель".
Стараясь организовать защиту от притеснений, евреи создали так
называемый "Комитет четырех земель", в который вошли представители
многих общин из четырех частей Польши и Литвы. Вместе с ними в
состав Комитета входили семь даянов из важнейших городов,
представлявших высшую еврейскую судебную инстанцию.
Комитет заседал в Люблине два раза в год. Он собирал налоги и
передавал их королю, принимал решения касательно жизни общин и
улаживал конфликты между евреями в соответствии с установлениями
Торы.
3. Высокий статус изучения Торы.
Жизнь общины строилась вокруг изучения Торы: дети обучались в
хедерах, взрослые учились в йешивах. Типографии печатали
Талмуд и другую религиозную литературу, которая служила предметом
изучения. После Рама (рабби Моше Иссерлиса) выдающимися знатоками
Торы были рабби Шмуэль Эйдельс (Маарша), и рабби Шломо Лурия
(Мааршаль), автор сочинения "Ям шель Шломо". Также и для простого
народа и для женщин, говоривших на идиш, издавались переводы
Танаха и сборники мидрашей, такие, как "Цейна
у-Рейна".
4. Прага.
В Польше не принято было изучать светские науки; изучали только
Тору. В Праге, между тем, было распространено также изучение наук.
Крупнейшим из мудрецов был рабби Йеуда Лейб, Маараль из Праги,
объяснявший в своих книгах тайны веры и, в особенности, значение
народа Израиля, смысл рассеяния и избавления, о которых он писал в
своей книге "Нецах Исраэль". Перу его ученика, рабби Йешайи Галеви
Горовица, принадлежит книга "Шней лухот а-брит", посвященная
вопросам этики и каббале. Под конец жизни он переехал в Эрец
Израэль.
5. В Эрец Израэль и в Турции.
В Эрец Исраэль продолжался период расцвета Цфата. В нем была
построена типография. Город являлся крупным центром по изучению
каббалы. Ученик Ари, рабби Хаим Виталь, записал все, что услышал от
своего учителя, в книгах, называемых "Шмона шеарим"; самые важные
из его сочинений собраны в книге "Эц а-хаим", которая стала
основополагающим источником учения Ари. Но правление турков
приходило в упадок, и положение евреев ухудшилось. Попытка
восстановить Тверию потерпела неудачу из-за сопротивления местных
жителей-арабов. И в самой Турции ситуация была уже не столь
благоприятной для евреев, и в торговле постепенно усилились их
конкуренты. Влияние евреев при дворе султана сделалось не столь
значительно.
6. Еврейские гетто.
Евреи оказались загнаны в гетто не только в Италии, но и в Германии
и в Австрии. Они уже не могли заниматься торговлей в других
странах, но едва добывали себе скудное пропитание ремеслом
старьевщика – торгуя подержанными вещами. Евреи в гетто вели
замкнутый образ жизни, центром которого была синагога, отвлекаясь
от тяжелой повседневной жизни в субботу и праздники. Их культурное
развитие замедлилось. Они практически не вступали в контакт с
христианами. Территорию гетто не разрешалось расширять, и евреи
жили в тесноте и скученности, в маленьких квартирках в многоэтажных
домах, примыкавших один к другому на узких улочках, - в условиях,
которые способствовали распространению болезней.
В Германии многие молодые люди не могли получить у властей
разрешение вступить брак, так как власти стремились уменьшить
рождаемость у евреев.
В Италии все еще случалось, что евреи, помимо Торы, получали
возможность изучить медицину и другие науки. Известным знатоком
Торы ученым, философом и каббалистом был рабби Йосеф Шломо дель
Медиго -Йашар из Кандии.
7. Испания и Португалия.
В Испании и Португалии немало анусим сохраняли тайную
связь с иудаизмом на протяжении многих поколений. Многие из них
достигли важного положения при дворе или сделались богатыми
купцами, и они искали возможность, чтобы покинуть страну, где
господствовала инквизиция.
Некоторые переехали в Голландию, которая освободилась от
испанского владычества и предоставляла анусим возможность
селиться на ее территории и открыто вернуться в иудаизм, строить
синагоги и организовывать общинную жизнь. Португальские евреи,
избравшие местом жительства Голландию, добились значительных
успехов в международной торговле и создали в своей общине
благотворительные учреждения и образцовые учебные заведения.
Анусим поселились также на юге Франции, но там они не брали
на себя риск открыто вернуться в иудаизм. Многие отправились на
освоение новых земель в Америке, в Мексике и в Бразилии, и добились
там больших успехов. Но и туда добралась испанская и португальская
инквизиция, и анусим, уличенные в возвращении в иудаизм,
были подвергнуты публичному сожжению и умерли, освящая Имя Господа.
8. Африка.
Изгнанники и анусим, переехавшие из Испании в Северную
Африку, сначала жили в отдельных общинах и преуспевали больше, чем
местные евреи, сотни лет жившие среди арабского населения и
зарабатывавшие себе на жизнь ремеслом и мелочной торговлей.
Однако постепенно еврейские общины смешались друг с другом. Они
молились в соответствии с сефардской формулировкой и
придерживались сефардских обычаев, и по своей одежде
новоприбывшие ничем не отличались от местного населения.
Турецкие власти в Алжире, Тунисе и Марокко преследовали и
унижали евреев, как только могли. Евреи жили в отдельных кварталах,
с очень тесными, узкими и извилистыми улочками. Единственное
утешение находили они в жизни общины и в синагоге.
В Египте положение евреев также ухудшилось. Должность
нагида была упразднена. Евреи должны были терпеть нападки и
притеснения со стороны мусульман, не имея возможности на них
ответить.