Александр Риман
Поговорим о странностях любви
В эти дни по всему Израилю проходят различные мероприятия,
посвященные столетию со дня смерти Теодора Герцля. Логично было бы
предположить, что и в последнем еженедельном выпуске популярного
ток-шоу «Политика», который вышел в эфир на первом канале
израильского ТВ 13 июля, этой теме будет уделено хотя бы
минимальное внимание. Однако этого не произошло. По традиции,
редакторы передачи разбили её на три части. Первые две были
посвящены «обязательной программе», то наиболее актуальным темам
последних дней (правительство «национального единство» и скандал
вокруг бывшего министра Парицкого).
Третий раздел «Политики» обычно напрямую не связана с текущей
«актуалией». Это что-то вроде «вольной темы», которую могли
выбирать советские школьники, не желавшие переписывать из учебника
казённые фразы о страданиях Печорина и роли царского режима в
гибели Анны Карениной. Тем более удивительным выглядит выбор
редакторов Первого (общественного) канала ТВ, на содержание
которого расходуются, между прочим, и деньги, взимаемые с нас в
виде ежегодного «теленалога». Они не нашли ничего лучшего, чем в
столь торжественный, для истории сионистского движения, период,
обратиться к теме легализации проституции в Израиле.
Строго говоря, формальный повод для такого решения все же был.
Речь идет о законодательной инициативе депутата Кнессета от партии
«Шинуй» Решефа Хена, пожелавшего придать законный профессиональный
статус «ночным бабочкам» в Израиле. Среди наиболее ярых сторонников
законопроекта – депутат Илан Шальги, чей прогрессивный облик (в
белой майке с надписью «Шинуй гордится вами») украшал 1 июля
обложку нашего приложения «Репортер» (г-н Шальги был запечатлен в
рядах участников тель-авивского «парада гордости» геев и
лесбиянок).
Ну, а если «копать» еще глубже, то совершенно ясно, что подобная
серьезная инициатива «Шинуя» никак не могла бы «проталкиваться»
наверх без одобрения и личного участия лидера партии - министра
юстиции Йосефа (Томи) Лапида. Вспомним хотя бы, как по его приказу
все депутаты от «Шинуя» дружно набросились на новую «парию» с
подходящей фамилией - Парицкий. Тот факт, что министр юстиции
Государства Израиль (пусть и негласно) – за легализацию
проституции, наводит на грустные мысли. Почему-то вспоминается
Давид Бен-Гурион с его печально знаменитой фразой – «Наше
государство лишь тогда будет считаться полноценным, если в нём
будут собственные воры и проститутки». Неужели это и есть
«сионистская мечта» покойного, вот уже сто лет, Теодора Герцля?
«Позовите Герцля…»
Справедливости ради заметим, что личности Герцля всё же уделялось
немалое внимание в ивритоязычных и англоязычных израильских СМИ в
последнюю неделю. В основном, направление всех публикаций можно
свести к одной теме – а какое же государство действительно желал
видеть «провидец сионизма», говоря о державе «еврейской»? И
обязательно ли оно должно было находиться, по замыслу Герцля, на
восточном побережье Средиземного моря?
Наиболее глубоко эту тему раскрывает, на наш взгляд,
ответственный редактор газеты «Джерузалем пост» Амоц Аса-Эль в
своей статье «Единственная неудача Герцля» (она была опубликована в
«толстом» пятничном номере газеты за 9 июля). По мнению Аса-Эля, к
концу своей недолгой 44-летней жизни Теодор Герцль отказался от
нереального, в то время, «палестинского проекта» и приложил все
силы для того, чтобы пробить через Шестой Сионистский конгресс 1903
года свой «план Уганды».
Его усилия увенчались успехом – большинством голосов участников
Конгресса эта спорная программа была принята, точнее «продавлена»
Герцлем и его сторонниками. Более того, началась и практическая
подготовка к реализации плана «одностороннего отделения» Герцля и
его апологетов от многовековой еврейской мечты о возвращении в
Страну Израиля. Во всяком случае, в Восточную Африку была
направлена авторитетная комиссия с целью конкретной рекогносцировки
местности. Внезапная смерть Теодора Герцля в июле 1904 года
приостановила эту кипучую деятельность.
«Однако сама идея была неплохой» - таков главный лейтмотив статьи
Амоца Аса-Эля. В качестве иллюстрации своего вывода он приводит
историю еврейской семьи из Германии, которая в годы Холокоста нашла
убежище ни где-нибудь, а именно в Восточной Африке (правда, не в
Уганде, а в Кении, но это уже детали). Г-н Аса-Эль также
настоятельно советует своим читателям посмотреть назидательный
художественный фильм на эту тему – «Где-то в Африке», созданный
американской кинематографисткой Каролиной Линк. «Если бы
«угандийский проект» Герцля был осуществлен, количество евреев,
спасшихся от Холокоста, могло быть значительно больше», -
резюмирует свою статью автор из «Джерузалем пост».
Иного мнения по этому вопросу придерживается публицист Ави Беккер
из газеты «Ха-Арец». Его статья, опубликованная 14 июля на
Интернет-сайте этого издания, называется «В поисках «нормальности»
и содержит, в основном, довольно неожиданные (учетом его
либерального облика) высказывания Дэниса Росса – недавнего
посланника американского президента на Ближнем Востоке. Опираясь на
тексты интервью, которые давал Дэнис Росс различным СМИ в последнее
время, Ави Беккер пишет о том, что, с точки зрения опытного
американского дипломата еврейского происхождения, основоположники
сионизма допустили несколько принципиальных ошибок.
Во-первых, они стремились к созданию некоей новой демографической
общности – своеобразного «сионистского этоса» - причем делалось это
исключительно для того, чтобы «обмануть» предназначенную нам свыше
«еврейскую судьбу». Стремление к «нормализации еврейского вопроса»,
считает Росс, характерно в равной степени и «левым» и «правым»
сионистам. В качестве примера крайнего «левосионистского»
мировоззрения американский дипломат приводит известного писателя
Артура Кестлера (кто из нас не зачитывался в годы «перестройки» его
антисталинским памфлетом «Слепящая тьма»).
«Писатель Кестлер, - пишет Ави Беккер, цитируя Дэниса Росса, -
между двумя мировыми войнами совершил резкий поворот от
коммунистического мировоззрения к сионистскому. При этом он
(Кестлер) любил говорить, что он стал коммунистом, потому что
возненавидел нищету, а затем стал сионистом, потому что
возненавидел еврейство».
Комментируя высказывания Росса, автор из «Ха-Арец» отмечает, что
идеалистические высказывания светского еврея Росса, который вдруг
заговорил о вечных еврейских ценностях и особой миссии нашего
народа, наверняка вызовут «циничную реакцию местной прессы».
Наверное, Ави Беккер прав… Чего-чего, а цинизма по-прежнему в
избытке – и в прессе, и в политической жизни. Впрочем ,не стоит и
идеализировать и еврейскую диаспору, от имени которой фактически
выступает Денис Росс, который занимает сегодня в Америке пост
руководителя Еврейского комитета публичной политики, работающего
под эгидой Сохнута.
«Мы за мир и песню эту…»
В минувшую пятницу, 9 июля, в одном из приложений газеты «Маарив»
было опубликовано обращение под напыщенным заглавием «Евреи
диаспоры за мирный договор». Несколько сотен подписантов призвали
граждан Израиля подержать (на выбор или оба вместе) самые лучшие,
по их мнению, проекты «мирного договора» нашего времени. Речь идет
о так называемой «Женевской инициативе» и «соглашении
Аялона-Нусейбы» («Мифкад Леуми»).
У этой декларации есть один интересный нюанс. Присмотревшись к
названию стран, которые представлены в списке рядом с фамилиями
апологетов «мирных инициатив», можно увидеть странную
закономерность. Среди нескольких сотен «подписантов» нет ни одного
русскоязычного еврея. Во всяком случае, такие страны, как Россия,
Украина Белоруссия, Молдова, Казахстан в этом списке вообще не
представлены. Или живущие там сотни тысяч евреев на «свободном
Западе» таковыми не считаются? А может быть, зарубежных товарищей
не устраивает чрезмерная «правизна» их русскоязычных собратьев? Не
знаю, не знаю. На всякий случай, еще раз перечитаем длинный список
стран и фамилий: «Аарон Ахувия (США), Ада Луцатти (Италия), Андреа
Ломбарди (Бразилия), Энтони Лерман (Великобритания) и так до конца…
Как говорится, «трое сбоку – наших нет!».
Впрочем, ларчик открывается довольно просто. Кроме индивидуально
обозначенных борцов за мир, в обращении есть еще и список
представляемых ими организаций. Вот лишь некоторые названия:
«Группа Мартина Бубера – евреи за мир» (Италия), «Пис (извините)
нау» - «Мир сейчас!» (Великобритания), «Группа мира» (Дания),
«Поалей Цион» (Голландия), «Бразильские друзья мирного процесса»,
ну и так далее. Действительно, как-то странно. Почему же в России
до сих пор нет филиала движения «Шалом ахшав» и отделения группы
«Бразильских друзей мирного процесса»? Сами виноваты! Были бы такие
организации - были бы и русско-еврейские фамилии в престижном
списке…
Однако, если кто-то думает, что израильское миротворческое
движение остановилось на уровне «Шалом ахшав», идеологи которого,
например, стыдливо замалчивают тему «палестинских беженцев» тот
глубоко заблуждается. В Израиле, оказывается, есть и еще общество
«Память» («Зохрот»). Но если русский прототип это организации
заботился, по крайней мере, на словах, о сохранении памятников
родной славянской культуры, то в израильском варианте – всё
наоборот.
Статья об этом движении (насколько я знаю, первая в своем роде)
была опубликована в газете «Маарив» 11 июля. Её автор, Йоав Керен,
назвал свои полемические заметки на эту тему весьма резко:
«Пропагандисты ХАМАСа – среди нас!». Главная мысль Йоава Керена
выражена такими словами: «Организация, называющая себя «Память»,
стремится пробудить у израильтян воспоминания не о справедливой
Войне за независимость, а о палестинской «накбе» («катастрофе»). Её
члены хотят максимально ускорить процесс полного возвращения
арабских беженцев в дома, покинутые ими в 1948-49 годах. С точки
зрения этих людей, незаконными поселениями являются даже город
Сдерот и киббуц Эйн-Харод около Афулы. Особую тревогу вызывает тот
факт, что среди активистов этой организации есть даже отставные
офицеры ЦАХАЛа».
В свете этих уточнений становится понятным и название статьи.
Ведь именно хамасовские идеологи из Газы уже давно сообщают, что
обстреливают ракетами «касам» не израильский город в границах 1948
года, а «сионистское поселение Сдерот». Ну, с активистами ХАМАСа
давно всё ясно – они хотят «Великую Палестину от реки до моря»,
откуда уцелевшие евреи должны быть высланы в страны исхода. Но
неужели того же самого могут хотеть израильтяне – даже самые
прогрессивные?
«Так похоже на Канаду…»
К сожалению, как показывает история, пределов еврейской
самоненависти и самоуничижения действительно практически не
существует. Об этом, в частности, напомнил читателям газеты
«Секрет» Семен Авербух, чья статья - «Брат мой – враг мой» - была
опубликована в приложении «Голос» 3 июля. Наряду с
выкрестом-антисемитом Яковом Брафманом (автор клеветнической «Книги
Кагала») и уже покойными советским «евреем-антисионистом номер
один» Цезарем Солодарем, автор упоминает и ныне здравствующего
харьковчанина Эдуарда Ходоса. Причем главный объект ненависти этого
борца за справедливость даже не столько сионизм, сколько зловредная
организация ХАБАД.
Похоже, лавры еврейского Герострата не дают покоя и некоторым
современным «йоредам», то есть людям, эмигрировавшим из Государства
Израиль. В принципе, автор этих строк далек от мысли заведомо
окрашивать всех своих бывших земляков исключительно в черный цвет.
Вспомним, хотя бы, недавний очерк в нашей газете о жителе Германии
по имени Даниэль, который в возрасте 56 лет приехал в Израиль
специально для того, чтобы добровольно пройти резервистскую службу
в ЦАХАЛе (приложение «Репортер», 3.06.04). Ни у кого не повернется
язык назвать «йоредом», скажем, журналиста Льва (Арье) Кацина,
который вот уже десять лет издает в Нью-Йорке национально
ориентированную и откровенно произраильскую газету «Еврейский мир».
Но, к сожалению, отрицательных примеров также немало.
Определенное количество «отъезжантов», чувствуя, очевидно, какие-то
угрызения совести, пытаются утопить усиливающийся духовный
дискомфорт в потоке грязи и клеветы, выливаемой на нашу страну и её
народ. Реализуется эта моральная (если её можно так назвать)
потребность преимущественно через анонимные форумы в Интернете
(ведь более и или менее серьезная газета на Западе или в России их
«чернуху» печатать не будет – чтобы не потерять рейтинг у серьезных
людей).
Впрочем, некоторые борцы с сионизмом, не считают нужным
маскироваться даже в Интернете, а наоборот, пытаются привлечь к
своей ничтожной персоне всяческое внимание. Образцом такого
«активизма» является инженер-взрывотехник Григорий Каганицкий,
который репатриировался в Израиль из Новосибирска в начале 1990-х
годов. Безбедно прожив в нашей стране около десяти лет и получив
причитающиеся новому репатрианту льготы и пособия, г-н Каганицкий в
2001 году решил «сделать ручкой» еврейской стране, которую он, по
примеру ХАМАСа, называет не иначе, как «сионистскому образованию».
Однако эмиграция в Канаду не принесла 50-летнему Григорию
ожидаемого душевного покоя. Даже с учетом проарабской позиции
большинства тамошних СМИ. Его все время мучает мысль о том, что
единственно правильная, с его точки зрения, идеологическая позиция
– ненавидеть Израиль всей душой и бежать из «жидостана» куда глаза
глядят – почему не пользуется поддержкой подавляющего большинства
новых репатриантов. Более того, многие из них дают ему достойный
отпор на облюбованных Григорием Интернет-сайтах. Даже на
коммунистическом (с поправкой на его скандальность и «желтизну»)
«Правда.ру», где новоявленный житель Монреаля уж наверняка надеялся
найти понимание и поддержку. Именно там г-н Каганицкий несколько
месяцев назад и выдал свой главный шедевр:
«Полный форум подонков и сволочей. Была б моя воля, я бы взорвал
термоядерную бомбу над Израилем, вот только невинных арабов жалко.
Сионисты должны быть уничтожены как недостойный жизни народ. Жаль,
что такие великие люди как Гитлер рано уходят из жизни. Я ВЫСТУПАЮ
ОТ ИМЕНИ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ ДОБРОЙ ВОЛИ. Почитайте резолюции ООН по
поводу Израиля, там все думают как я, просто говорят другими
словами» (Сайт «Правда. ру.» , псевдоним «Gregory» 2003-12-22
11:25:26)
На этот замечательный «постинг» обратили внимание израильтяне,
ведущие (правда, порой в довольно грубой форме) полемику с
«Грегори» на сайте «Иносми.ру». А точнее, на форуме, где около
месяца назад появился перевод уже прокомментированной нами ранее в
«Новостях» статьи Юлии Хромченко из «Ха-Арец» (о тревожных
тенденциях в мировоззрении молодых репатриантов последних лет).
Испугавшись возможной ответственности за свои подстрекательские,
или, попросту, профашистские высказывания, г-н Каганицкий пошел на
попятную, утверждая, что злобные сионисты проникли в сервер
«Правды.ру» и подделали его «постинг».
Но если бы это высказывание было единственным в своем роде… Вот,
например, комментарий антисиониста из Монреаля к недавнему обстрелу
Сдерота: «Стреляли по имению Шарона - к сожалению (к искреннему
моему сожалению) промахнулись. Пострадавших жалко - и еще жалко,
что таких как вы (речь идет об израильтянах – участниках форума –
А.Р.) там не было и ваших портагеноссе (так в тексте – А.Р.),
которые провоцируют этот конфликт». Даже по поводу трагедии в
дискотеке «Дольфи» летом 2001 года у озлобленного «йореда» из
Канады есть «особое мнение» - это не более, чем провокация
сионистов, так как тип взрывчатки, по его профессиональному мнению,
был «не тот», который используют столь любимые господином
Каганицким арабские «борцы за свободу». Кстати, о смерти лидера
ХАМАСа шейха Ясина Григорий искренне сожалеет, называя этого вождя
террористов «святым»…
…Весьма вероятно, что г-н Каганицкий не одинок. Да и вообще,
именно за пределами Израиля есть немало людей, которые и на словах,
и на деле, открыто желают смерти нам всем и законному
премьер-министру страны. Наличие у них «даркона» и, значит, права
свободного въезда в Израиль, делают их намного опаснее, чем
сомнительное, «внутреннее подполье», о существовании которого было
громогласно объявлено недавно. Тем более, если учесть, что по
профессии тот же г-н Каганицкий взрывотехник, а по убеждениям –
«жидоед». Что настраивает на печальный лад и несколько тревожит – и
в индивидуальном (а вдруг вернется?), и в коллективном аспекте
нашей общей безопасности. Кроме того, описанный нами типаж
заставляет задуматься о судьбе репатриации в целом.
И здесь самое время вспомнить о том, что в среду, 14 июля в
аэропорт Бен-Гуриона прибыла большая группа (400 человек) новых
репатриантов из США. Один из них, Нахум Аэльберг из Балтимора,
спускался с трапа самолёта, прижимая к груди Свиток Торы, с которым
его дед эмигрировал в США из Польши накануне Холокоста . Что может
быть символичнее этой картины! А если прочесть статью в газете
«Джерузалем пост», опубликованную на эту тему днем ранее, можно
узнать еще и о том, что большая алии из Северной Америки в нынешнем
году только начинается… Та самая алия, которая так нужна нам именно
сейчас!
«Новости недели», 15.07.2004
|
|