Иерусалимский Клуб Политической Песни «Зимрат aАрец» | ||||||||||
|
||||||||||
Публикации и ссылки |
Точно не известно, когда зародилась традиция устраивать на Пурим карнавалы и ставить веселые спектакли – пуримшпили. Есть свидетельства, что уже в 12 веке в Западной Европе прочно укоренился обычай во время этого праздника распевать веселые песни, пародирующие тексты «Мегилат Эстер» и изображающие ее персонажей в юмористическом свете. Однако это явно имеет более глубокие корни, упоминание о которых содержится в Талмуде. Шутовские еврейские традиции позволяли, ни в коем случае не задевая основ веры, достаточно фривольно обходится с фактами и действующими лицами истории. К 16-му веку пуримшпиль сложился, как отдельный жанр еврейского фольклора. Известно, что в 19, начале 20 веков участники представлений позволяли себе вкрапление в тексты сатиры не только на историю праздника, но и на существующую ситуацию в странах проживания. На территории Российской империи все это существовало до 17-года. А после Второй мировой войны исчезло и в странах Восточной Европы. В 70-е годы активисты борьбы за выезд евреев из бывшего СССР возродили эту традицию, устраивая подпольные спектакли на частных квартирах. Естественно, в этих спектаклях сюжет «Мгилат Эстер» тесно переплетался с той обстановкой, в которой советские «отказники» оказались. Главной темой и моралью большинства доперестроечных пуримшпилей была победа в борьбе за выезд в Израиль. По сути дела, эти спектакли были остро-политической сатирой на советскую власть и на самих евреев, вечно сорящихся и сомневающихся. Сегодня на территории СНГ евреи не мыслят Пурим без веселого спектакля, устраиваются даже целые фестивали. А вот в Израиле этой традиции нет. Есть карнавальное шествие с хлопушками и поливанием друг друга спреем. Есть и детские спектакли, которые по стилю ничем не отличаются от представлений на другие праздники. Но наша алия привезла в страну не только «русские» магазины и «русские» партии. Оказывается, что и здесь можно ставить пуримшпили, которые могут вполне отражать актуальную обстановку. В прошлом месяце Иерусалимский клуб политической песни «Зимрат ха-Арец» отметил свое пятилетие. Собственно, иерусалимским, клуб называется по месту своего создания. На самом деле, он объединяет авторов и исполнителей песен, живущих в самых разных уголках Израиля. Да и слово «политической», не полностью отражает направление творчества тех, кто стал клубными завсегдатаями. Песни могут быть самыми разными: лирическими, сатирическими, философскими. Да и те только песни. Ребята пишут стихи, рассказы… И ставят пуримшпили. Название клуба определилось историей его возникновения. "Клуб политической песни" был создан в 2000 году, на волне общественного недовольства политикой правительства Эхуда Барака. Активное развивалось движение протеста. Тогда иерусалимский программист Михаил Шовман, выдвинул идею сопровождать демонстрации и пикеты исполнением песен "для поднятия боевого духа". 9 февраля 2000 года в одном из иерусалимских кафе по инициативе Михаила Шовмана и на его деньги был проведен первый конкурс на лучшую песню против правительственных планов отдачи Голанские высоты. В нем приняли участие барды Григорий Йофис, Евгений Камбур, Илья Кутузов, Юрий Липманович, Натан Перчиков и Марк Эпельзафт. В тот же вечер ребята, моментально нашедшие общий язык, решили основать Клуб политической песни, который со временем стал называться "Зимрат а-Арец". Помню, как в начале 2001 года на мою электронную почту стали в массовом количестве приходить письма от всех знакомых с линком на веселую песенку «Большой Барак для маленькой компании». Имя автора песни Юрия Липмановича быстро стало известно среди репатриантов. - Самое забавное, - смеется Юра, - что мне самому стали присылать эти линки. Беседовать с Юрой Липмановичем удивительно приятно. Все время хочется улыбаться. Нет, он не сыпет шутками и не рассказывает анекдотов. Просто его манера говорить, интонации сами по себе предполагают какой-то юмористический подтекст, добродушно насмешливое отношение к своему рассказу. - Мне 36 лет, - рассказывает Юра. - Я из Дзержинска нижегородской области, где проживало целых 500 евреев. Думаю, что этот город минует перестроечная мода возвращать населенным пунктам прежние названия. Вряд ли его снова обзовут деревней Растяпино. Я сочинял песни еще в школе. Пел в самодеятельности, школьной, потом институтской. Удивительно, но песни пользовались спросом. Я учился в Университете в Нижнем Новгороде по специальности радиофизик. Это в Израиле я стал программистом. К первому курсу у меня уже сложилась устойчивая еврейская компания. Решение о выезде я принял еще до массовой алии. Происходили два параллельных процесса. С одной стороны, мое еврейское самосознание неуклонно пробуждалось и пробуждалось. С другой стороны, нас накрыла перестроечная волна. В Нижнем появился клуб еврейской культуры. На открытии мест не хватало. Мы сделали музыкальную группу. Я писал пафосные песни об Израиле - сейчас это смешно, но тогда народу нравилось. Пели песни к еврейским праздникам. Там я и познакомился с традицией пуримшпилей, и мы решили поставить спектакль. У нас оказалась кассета с записью одной из московских постановок «отказников», так что мы могли получить представление о структуре этого действа. Забавно, но, несмотря на перестройку, руководство клуба пыталось цензурировать тексты, приходилось их отстаивать. Любопытно, что, когда я уже в Израиле написал для КВН дуэт Переса и Арафата, организаторы тоже его «отредактировали» по политическим соображениям. Уехал я в 1991 году, сразу после спектакля. Отыграл пуримшпиль и отправился на самолет. На второй же день после приезда устроился работать на пардесе. Занимался трудоустройством, учебой, служил в армии. Песни писал по-прежнему для себя и для друзей. Эдакое кухонное творчество. А еще я читал русскоязычные газеты и буквально отравился той пропагандой, которая в них была, и, конечно, сильно сказалась на результатах выборов. Я знаю многих людей, которые в 1992 году голосовали за партию МЕРЕЦ, даже не понимая ее политической линии, только из-за обещания пустить автобусы по субботам. Такие были настроения. В 1996 многие голосовали уже иначе. Я был последователен. Как приехал с определенными взглядами, так их и не поменял. Можно сказать, что я отношусь к национальному лагерю. Мне кажется это как-то естественным. Если у тебя не национальные взгляды, то зачем же ехать в Израиль? А вообще-то политикой я не занимаюсь. Это ведь естественно, не интересоваться политикой… пока она не заинтересуется тобой. Через год после образования клуба возникла идея поставить пуримшпиль. Честно говоря, это не было легко. По заказу я писать не умею. Но к этому времени состав нашего клуба расширился, появились другие авторы и исполнители. Короче нам удалось сделать сценарий, и первый спектакль состоялся в 2001 году в «Биньяней ха-Ума». В следующие годы спектакли ставились уже не только в Иерусалиме, но и в Хайфе, и в Кфар-Сабе. А вообще, мы любим выступать в поселениях, хоть политикой мы и не занимаемся, но практически все относимся к национальному лагерю, и именно в поселениях – наша естественная аудитория. Сценарий наш составлен именно в классической традиции пуримшпиля – веселая пуримская история, спроецированная на сегодняшнюю действительность. Каждый год мы вносим в текст какие-то актуальные изменения, а в этом году, учитывая насыщенность событий, мы капитально переработали сценарий. Нет смысла пересказывать содержание спектакля. Желающие могут сами просмотреть его 27 марта в 19.30 в Иерусалимском общинном доме, а 30 марта в то же время в Хайфском Неве Шеанан. А потом, как водится, поступят еще предложения, и до самого Песаха в разных городах страны будут идти веселые смешные пуримшпили, поставленные клубом «Зимрат а-Арец». Ну, а какие же у клуба перспективы? - Клуб существует, как некий факт, - улыбается Юра. - У нас отсутствует такое понятие «член клуба» – членство народное. Нет у нас и специального помещения. Пуримшпили мы репетируем дома у Миши Шовмана, к нему же идем после удачных концертов. А перед концертами нет репетиций. Мы же все индивидуалисты. Каждый исполняет свои песни. Иногда мы поем группой. Но это происходит, как правило, спонтанно. Зато у нас есть публика. Кроме обычных посетителей, есть ядро- человек 50. Почти на каждом концерте присутствует около половины из них. Мне это до сих пор удивительно. Они знают наизусть все песни. И все равно приходят. Что ж, пока народу это надо, мы поем. [в газете] на фото: Марк Эпельзафт, Юрий Липманович (с гитарой), Александра Шаакк, Наталья Беленькая-Гринберг, Михаил Шовман, Виктория Райхер. |
Главная |
Новости |
О нас |
Авторы |
Каталог |
Песни о мире |
На иврите |
Песни |
MP3 |
Диски |
Друзья |
Ссылки |
История |
Наши концерты |
Игра |
Поиск |
Напишите нам |
עברית |
English |
При цитировании обязательны ссылки на автора и сайт; в Интернете - линки. | ||
© Лев Ари Судаков 2001-2021 |
Обратная связь LJ / ЖЖ |
Эта страница обновлена 12.10.2021