<<Вернуться к содержаниюКлюч к моей биографии (секретно)ЦСА, А536/51 - рукопись от руки и перепечатанный на машинке текст. Публикуется впервые 30/10-50 Д-р Юлий Марголин, писатель и сионистский публицист, жил в трагическую переходную эпоху – на границе между жизнью и смертью еврейского народа. Все силы уничтожения, какие действовали в еврейской жизни той эпохи, обломали об него зубы. Его пинское детство – под знаком ассимиляции – выкоренило его из еврейской традиции и народной культуры ГАЛУТА. Он прижился в русской культуре (юность в Екатеринославе). Коммунистическая Революция вырвала его из русской почвы, и он ушел на Запад, в Европу (Берлин). Но гитлеризм вырвал его из европейской почвы, и он вернулся леор моледето – к свету своей родины. Ассимиляция – Коммунизм – Гитлеризм: это dreifache Entwurzelung. Вы не можете сказать, что это только «личная судьба». Нет, это судьба целого поколения. Типично-еврейская биография первой половины бурного 20 века. Немудрено, что этот человек поставил в центре своего духа идею с в о б о д ы: вырванный из всех связей, он делает из нужды – добродетель, он опирается на личное усилие духа, на внутреннюю независимость, на неотъемлемые права Человека. И тогда пришла четвертая Entwurzelung: на этот раз из мира вообще. Пять лет испытания: – он был вычеркнут из списка живых; потерял не только свой народ и привычный культурный мир Запада, но и свою семью и личную свободу, которая была ему дороже всего. История его жизни – есть концентрированная история еврейского человека нашего времени, который защищает свое право на жизнь. Опыт всей его жизни показал ему, что – его дом и место – в Эрец – а место Эрец Исраэль – на Западе – и что дорога на Запад и дорога Запада – это дороги к свободе В этом последнем выводе Марголин не оригинален, ибо до него Hegel учил, что смысл мировой истории это развитие к свободе. Культ свободы и личной гордости объединяет Марголина с Жаботинским. Национализм Марголина есть только следствие, только логический вывод из более общего принципа универсальной свободы. Каждый человек может быть свободен только среди своего народа: каждый народ может быть свободен только в меру своей западности, в европейских условиях. В результате четырехкратного испытания, четырехкратной Entwurzelung – сложился тип спокойной уверенности и устойчивости: Марголин выражает, как может: – еврейское начало сионизма – – европейское начало германизма – – оптимизм человека, который чорта не боится и верит в будущее – и тему активного сопротивления злу и глупости человеческой. Ю. Марголин<<Вернуться к содержанию |