<<Вернуться к содержанию



Обращение к руководителям еврейской общественности

20 ноября 1946

ЦСАрхив,  А536/52.  Публикуется впервые

В верхней части перепечатанного на машинке черновика этого обращения рукой Марголина написаны имена адресатов: Гринбергу, Чертоку-Шарету, Натьяну [?], Ремезу, Бен Цви, Грабовский А…, Аронович Арон, Шпринцак
В конце машинописного текста имеется приписка от руки: На это письмо никто из адресатов не счел нужным ответить

Д-р Ю. Марголин

Тель-Авив

Шенкин, 16

20.ХI.1946

М. Г.

Вернувшись из Советской России, где я провел в т. н. «исправительно-трудовых» лагерях 5 лет (1940-45), считаю своим долгом обратиться к Вам от имени людей, доведенных до отчаяния и ожидающих немедленной помощи от Сионистского Движения. Этим письмом я исполняю обещание, данное заключенным – рассказать о них руководителям еврейской общественности.

В лагерях до сих пор находится ряд русских сионистов старшего поколения. Кроме того, в связи с войной в 1940-41г. были произведены аресты сионистов  на занятых территориях Западной Белоруссии, Украины, Литвы, Прибалтики и среди польских беженцев. Люди эти до сих пор остаются в советских лагерях. Их обвинение – в контрреволюции (оно не имело другого основания, кроме их принадлежности к сионистскому движению указанных стран).

В качестве примера приведу судьбу председателя Сионистской Организации Литвы, известного сионистского деятеля д-ра Беньямина Бергера, который в 1941 году был арестован, вывезен и водворен в концентрационный лагерь сроком на 10 лет. Он находится сейчас в Архангельской области, в лагере около Котласа.

Следует также указать на судьбу известного еврейского поэта М. Кульбака, не-сиониста, который переехал в Россию еще до войны. Неизвестно, что произошло с ним, но произведения его находятся «на индексе», т.е., запрещены в Советском Союзе, а сам он пропал без вести, что означает заключение в лагерь.

Я передаю Вам крик о помощи людей, ожидающих, что органы, представляющие еврейский народ, придут им в помощь, ходатайствуя перед Советским Правительством об их освобождении и разрешении выезда заграницу. «Сохнут» в первую очередь, как репрезентация Еврейского Народа, не может уклониться от предпринятия шагов в защиту евреев – как тех, которые до войны 1939 года не были советскими гражданами, как и тех, которые пострадали за свою сионистскую деятельность, и тех, которые до сих пор сохранили чувство связи с Еврейской Палестиной и хотели бы туда переехать.

Для находящихся в лагерях это вопрос жизни или смерти, т.к. никакая другая сила не может прийти им на помощь.

Единственно целесообразной формой является обращение – совершенно официальное, гласное и поддержанное мировой еврейской прессой – «Сохнут» к Советскому правительству с предложением рассмотреть вопрос об этих евреях.

Я прошу через Ваше посредство Центральные Органы сионистской общественности взять это дело в свои руки и подчеркиваю, что желательна дружеская и приязненная интервенция со стороны «Сохнут» пред Советским правительством. Такая интервенция устранила бы одновременно сомнения и в еврейском общественном мнении, что Сионистская Организация не действует в этом вопросе с надлежащей энергией.

Нельзя терять времени, т.к. силы людей, находящихся в заключении долгие годы, приходят к концу.

С полным уважением

<<Вернуться к содержанию