Авторский сайт Раисы Эпштейн

К главной странице>>

Раиса Эпштейн


Тогда и сейчас

или
Некоторые факты, сообщенные газетой «Га-цофэ» накануне 9 ава

1.Вступление

2.Нас убивают

3.Молчание Семьи

4.Быть человеком, свободным в своей стране?

5.Заключение

Вступление

В цитируемом мною здесь субботнем номере газеты «Га-цофэ» (1.8.03) помещена статья , в которой рассказывается о негромкой дисскусии,  уже десятки лет ведущейся в еврейских религиозных кругах. Немногие пытаются включить в ритуал Девятого ава – великого дня траура и поста еврейского народа, начало которого в отказе от Заповеданной ему Б-гом Земли - написанные рядом авторов кинот (траурные стихи-плачи) по жертвам Катастрофы европейского еврейства. Другие (и их большинство) резко возражают против этого. Деление между ними никак не связано с вопросом, коснулась ли Катастрофа лично тех, кто придерживается той или иной точки зрения. Соображения в ту или другую сторону носят прежде всего теологический и галахический характер.   

Иные из выступающих против включения кинот Катастрофы в ритуал 9 ава   исходят из того, что после нее в еврейском мире уже нет тех  великих раввинов, которые были бы способны решить этот вопрос.

   А я, читая статью, с горечью думаю о том, что тех сгоревших в адском пламени Холокоста великих раввинов-праведников до сего дня посмертно обвиняют иные из уважаемых сионистских раввинов здесь и сейчас: почему не репатриировались в Эрец-Исраэль; почему не приказали всему еврейскому народу покинуть загорающуюся Европу. Должна заметить, что позиция  некоторых харедим, соединяющая в себе враждебность к светскому сионизму  с утверждением, что Катастрофа пришла как наказание за грех не выполнения заповедей, представляется мне нравственно неприемлемой. Но это никоим образом не оправдывает в моих глазах противоположный способ обвинения жертв в собственной гибели. Можно было бы сказать по этому поводу, что легко быть умным и прозорливым, выражая свое отношение к происходящему задним числом. Но эта распространенная, и в общем-то правильная формула представляется мне здесь не совсем подходящей. Дело в том, что иные уважаемые сионистские раввины, критикующие тех харедим за то, что не сумели увидеть то страшное, что нарождалось там и тогда ,  странным образом как будто не видят того , что происходит с Израилем  здесь и сейчас. Лишь у немногих из них причина слепоты заключается в конформизме. У большинства этих честных и бесконечно любящих свой народ людей ее причина кроется в идеологии.

В основе ее, как это очень часто происходит в официальной идеологии религиозного сионизма, лежит адаптированная когда-то движением «Мизрахи» (нынешний Мафдал)  светско-сионистская теория отрицания галута, галутности и «старого»  галутного еврея. Гордый «новый еврей», умеющий защитить себя с помощью Государства и Армии, пишущихся непременно с заглавных букв (ивритский аналог:  hэ hа-едиа),  долгое время  бывший исключительно киббуцником, - в наши дни все чаще  носит вязаную кипу. С одной стороны это, конечно, радует. Но есть и то, что печалит, даже тревожит, откровенно говоря. Тревожит то, что освободившиеся от позорной галутности раввины, даже сейчас учащие , что государство и армия являются святынями, оказываются не в состоянии позволить своим воспитанникам  решать по собственной совести вопрос о том, должны ли они выпонять приказы, конечным итогом которых может, не Дай Б-г, оказаться новая Катастрофа.

  Но появляются уже и другие. И это не обязательно «хардальники», круги  национально религиозного общества, тянущиеся к более строгому, более «харедимному» следованию Закону Торы. Это и - пока еще очень немногие – нестандартно мыслящие и нестандартно чувствующие раввины из самого что ни на есть глубинного ядра религиозного сионизма. Они остаются верными своей идеологии, но не отрываются в ее заоблачные выси далеко-далеко от залитой кровью и слезами, все еще не напитавшейся из-за грехов наших молоком и медом, -  Святой Земли. Как Лестница Йакова , великой верою своей они устремлены вверх, но ноги их твердо стоят на этой горькой почве. Поэтому они оказываются способными испытывать боль. И мне даже кажется, что чем сильнее, подлиннее и непритворнее  их вера, тем и боль их острее. Чем более душа устремлена к небу, тем яснее им опасность надвигающейся катастрофы, заставляющая говорить правду здесь, на этой земле.

Я слишком мала, чтобы посвящать свою статью им. Я могу только надеяться, что у них хватит мужества устоять против лавины искреннего и лицемерного гнева , который они по отношению к себе вызывают. Я могу только верить ,что их будет все больше, и что они успеют....что Господь и народ помогут им . Я могу только, как умею, молиться за них и за всех нас.

***

Как-то, когда я в очередной раз жаловалась по телефону моему очень подлинно верующему и очень глубоко сведущему в иудаизме товарищу на то, что я не умею молиться так, как нужно – он сказал мне, что моя боль и мои статьи – это тоже молитва, и  она подлинна, как всякая другая.  Но я  пишу о темном, - сказала ему я. Я чувствую себя обязанной писать об этом – чтобы люди знали правду.  Все равно это тоже молитва, - сказал он. Потому что ты пишешь о темном, чтобы тьма разошлась, чтобы стало светлее, чтобы сквозь эту тьму пробился хотя бы маленький, тонкий, слабый луч. Так ты. И так я. И так другие. Я не знаю, сколько их. Но они есть. Мы есть. И от каждого из нас зависит почти все. Только бы удержать этот ускользающий тонкий луч. Только чтоб не дал каждый из нас погаснуть своей крохотной, бьющейся слабым огоньком на ветру свече.

***

Это не вполне статья – то, что представлено здесь. Это своего рода монтаж, смысловая связка фрагментов которого в нечто единое понятна мне, и будет, надеюсь, понятна тем , кто найдет в себе силы дочитать до конца.  Я  говорю подборкой этих фрагментов  только о земном, очень земном – тяжелом, и пожалуй, страшном. О том, что прочла в последнем перед 9 ава субботнем выпуске газеты религиозного сионизма «Га-цофэ». Не напрасно же я заговорила о национально-религиозном обществе и его  раввинах . Дело в том, что мне кажется, что наибольшая степень ответственности за все , что происходит и произойдет с нами, возложена именно на него...

Но в начале – о том, что было , когда старая-старая газета «Га-цофе» еще даже не была задумана. Впрочем , может, как раз-таки и была. Потому что, так говорят, тогда было задумано всё. И не случайно поэтому, когда я читала в Шабат-Хазон гафтару-крик из Книги Исайи, слезы из глаз моих лились от боли не только за Те Времена.

(1) Видение Йешайау, сына Амоца, которое он видел о Йеудее и Йерушалаиме во дни Уззийау, Йотама, Ахаза, Йехизкийау – царей Йеудейских. (2) Слушайте, небеса, и внимай, земля, ибо Г-сподь говорит: сыновей взрастил Я и возвеличил, а они восстали против Меня. (3) Вол знает владельца своего, а осел – ясли хозяина своего; (а) Йисраэйль не знает (Меня), народ Мой не разумеет. (4) О, племя грешное, народ, обремененный беззаконием, семя злодеев, сыны испорченные! Оставили Г-спода, презрели Святого Йисраэйлева, отступили назад. (5) Зачем вам еще быть битыми? (Зачем) вам продолжать отступничество? Каждая голова болезненна и каждое сердце больно. (6) С ног до головы нет в нем здорового места: (то) рана, (то) ушиб, то гнойная язва; не выжаты они и не перевязаны, и (ни одна) не смягчена маслом. (7) Страна ваша пуста; города ваши сожжены огнем; земля ваша – чужие едят (плоды) ее в присутствии вашем, и пуста она, как (после) вражеского разорения. (8) И останется дочь Цийона, как шалаш в винограднике, как сторожка на (пустой) бахче, как осажденный город. (9) Если бы Г-сподь Ц-ваот не оставил нам малого остатка, то стали бы мы тем же, чем Седом, уподобились бы Аморе.

(10) Слушайте слово Г-сподне, властители Седома, внемли Торе Б-га нашего, народ Аморы. (11) К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Г-сподь. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. (12) Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои? (13) Не приносите больше пустого дара; воскурение – мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. (14) (Жертвы) ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их. (15) И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови. (16) Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. (17) Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, (верно) судите сироту; вступайтесь за вдову.

(18) Давайте же рассудимся, – говорит Г-сподь. – Если будут грехи ваши (красны), как кармазин, то станут белыми, как снег; а если будут они красны, как багрянец, то станут (белыми), как шерсть. (19) Если захотите (внять Мне) и послушаетесь, (то) будете вкушать блага земли; (20) Если же откажетесь и воспротивитесь, то будете пожраны мечом, – ибо (так) изрекли уста Г-спода.

(21) Как город верный, исполненный правосудия, стал блудницей! Праведность обитала в нем, а ныне – убийцы. (22) Серебро твое стало с примесью, вино твое разбавлено водою. (23) Главы твои – отступники и сообщники воров; все они любят взятки и гонятся за мздою; сироту не судят они (справедливо), и тяжба вдовы не доходит до них.

(24) Поэтому, – говорит Владыка, Г-сподь Ц-ваот, Всесильный Йисраэйлев: о, утешусь Я от противников Моих – отомщу Я врагам Моим! (25) И снова налагать буду руку Мою на тебя, и очищу тебя, как щелочью, от всех примесей твоих, и удалю все твое олово. (26) И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале; после этого будешь ты назван городом праведности, городом верным. (27) Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – праведностью.

(Иешаягу, 1: 1-27. Танах в переводе Мосад Рав Кук)

***

Нас убивают

«Убийцы моего сына возвращаются на свободу, и мы чувствуем себя униженными. Никто не борется вместе с нами», -  говорит Иегудит Шахор, мать Ури, с момента убийства которого палестинскими террористами исполнилось на прошлой неделе ровно восемь лет. «Убийцы выйдут из тюрем, вернутся к своим семьям, у них будут рождаться дети, а наши дети, которых они убили, не вернутся уже никогда».

Сын Иегудит и Дова Шахор Ури и его товарищ, да будет благословенна их память, были  убиты восемь лет назад во время прогулки в Вади-Кельт. Решение правительства об освобождении сотен террористов в качестве «жеста доброй воли», адресованного палестинцам и Бушу, добавило новую острую боль семье Шахор, отмечавшей день памяти убитого. Боль усугубляется тем, что нет никакой возможности предотвратить массовое освобождение убийц. Попытка объединения семей, пострадавших от террора,  обратиться в БАГАЦ увенчалась дополнительным чувством горечи и тяжелого недоумения. Он дал указание опубликовать за 48 часов до момента освобождения имена выпускаемых из тюрем террористов. Этот ответ БАГАЦА был воспринят объединением как выражение крайнего пренебрежения и почти издевательства по отношению к жертвам террора и их родным.

  Я спрашиваю, - говорит активистка объединения,  адвокат Иегудит Шахор, - что можно успеть сделать за 48 часов? Не у каждой семьи жертв террора есть постоянный адвокат, не каждая такая семья имеет физическую и душевную способность искать в Интернете, не записано ли там где-то имя убийцы сына, отца, дочери или внука, – и найдя, быстренько обратиться в БАГАЦ. Все это массовое освобождение, эта пакетная сделка выпуска на волю сотен террористов, просто ошеломительна, сознание нормального человека не способно осмыслить ее. Такое не может произойти ни в одном государстве мира! Меня ошеломляет также различение между теми , у кого “есть кровь на руках” , то есть кто убивал фактически - и теми, кто “только”   планировал убийства, участвововал в них косвенно, снабжал убийц оружием, отдавал им приказ. Какой суд в любом из цивилизованных государств мира не увидит в подобных действиях реальное соучастие в убийстве? Я просто не в состоянии понять, как такое может происходить..  

    Согласно отчетам в СМИ,  комиссия по освобождению арестованных рассматривала каждый случай в отдельности. Вы не полагаетесь на нее?

Я хочу надеяться, что члены комиссии старались сделать все ,что было в их силах. Но ведь на самом деле просто невозможно вникнуть в каждый отдельный случай  когда освобождают 450 террористов. К тому же мне совершенно не понятно, как может происходить, что в этой ситуации совершенно игнорируется его юридический аспект: судебные расследования, обсуждения в суде, заключения суда относительно наказания террористов. Мыслимо ли, чтобы цивилизованное государство до такой степени не уважало решения собственного суда? И что с ущемлением чувств людей? Я уверена ,что ни в каком другом месте в мире не были бы согласны выпустить на свободу сотни убийц прямо на глазах их раненых и увечных жертв и семей, чьих близких они убили. Часть из этих террористов убили даже не одного еврея, но многих. Это чудовищный, немыслимый абсурд! Убийцы выйдут из тюрем, вернутся к своим семьям, у них будут рождаться дети, а наши дети, которых они убили, не вернутся уже никогда.

    В Израиле есть сотни, если не тысячи семей, потерявших кого-либо из близких в террористических актах. Как это, что в связи с намерением освободить сотни террористов мы не видим огромных массовых демонстраций протеста и маршей в направлении Иерусалима?

Кончились силы. Душа устала. Мы уже не в состоянии делать что-либо. Если Вы подразумеваете протест матерей-одиночек – повседневная ситуация семей жертв террора слишком тяжела для того, чтобы заниматься этим. Поэтому практически невозможно поднять их на борьбу. Наше объединение планировало выставить палатку протеста напротив департамента главы правительства  с лозунгами, на которых указано число убитых и раненых, и чтобы данные о каждом  следующем  теракте меняли число – как это делалось в акциях протеста во время Ливанской войны. Но выяснилось, что у семей жертв террора нет душевных сил сидеть в палатке и держать голодовку. А кроме нас это делать некому. Так получается, что эта проблема волнует в стране нас одних. Мы чувствуем себя глубоко униженными в связи с тем, что происходит.

Наших детей убили без того, чтобы они сделали что-либо плохое кому-нибудь. Убили просто так. И наше государство не защитило их тогда, а сейчас оно еще и освобождает их убийц.

    Обращается ли хотя бы государство к каждой из тех семей жертв террора, чьи убийцы находятся в списке освобождаемых: дает ли оно объяснения, приносит ли извинения?

Нет. Мы живем в такой действительности, где человек идет по улице, его хладнокровно убивает террорист, и через некоторое время государство, которое обязано защищать жизнь своих граждан, или хотя бы схватить убийцу и наказать его за содеянное, освобождает его.

Никто не готов бороться за тебя. Ты предоставлен самому себе. Мы долго боролись за то, чтобы убийцы Ури были переданы Израилю. Ни правительства Маараха, ни правые правительства не сделали ничего. Такого рода борьба требует затраты огромных сил. Но сколько сил может быть у родителей убитого сына, когда получается к тому же, что они борются одни, и их собственное  государство - не на их стороне в этой борьбе?

    Нет никакого отличия в этом между левыми и правыми правительствами?

Правые правительства готовы тебя выслушать, левые не делают даже такого. В этом состоит единственное отличие.
Ури был убит при правительстве Маараха. Шимон Перес сказал тогда, что это невозможно, чтобы убийцы были переданы Израилю. Пришло правое правительство во главе с Нетаниягу. Мы возобновили нашу борьбу в надежде, что теперь шансы стали гораздо более реальными. И действительно, получили обещания, я ездила с Биби, когда он был главой правительства, в Вашингтон. Говорила, объясняла, пыталась убеждать. В конце концов из этого не вышло ровно ничего. Когда я была в Уай-Плантэйшн, мне стало известно, что моя поездка туда по личному приглашению Нетаниягу была совершенно излишней, поскольку Израиль согласился отказаться от требований по параграфу о сдаче убийц еще до Уай.

Моти Зафт. «Нас унижают»: интервью с Иегудит Шахор. Га-цофе, 1.8.03., перевод приведен с небольшими сокращениями.

***

Молчание Семьи

Не только овцы молчат на ферме Шикмим. Гильад Шарон отказывается выдать полиции банковские документы, а в Австрии кто-то анонимный сумел включить мощные связи, чтобы затормозить попытки полиции Израиля осуществить там "востребованное судом  расследование". Взаимное согласие между государствами на такого рода расследования, осуществляемые в случае необходимости, является достаточно принятым и не выходящим за рамки обычного явлением.

Представители полиции, занимающиеся этим делом, не поверили своим ушам и глазам. В прошлых случаях, когда, например,  допросу был подвергнут Омри Шарон, молчание подозреваемого было ожидаемо. Но на этот раз, после дела Блюменталь,  учитывалась, конечно, возможность,  что ответы будут увертливыми и уводящими в сторону , но использовние подследственным  права на молчание  - такого в полиции  просто не могли предположить. Что-то в общественной атмосфере после той бури подсказывало полицейским чинам, что Гильад Шарон будет говорить. В полиции оказались совершенно не готовы и к его отказу передать в ее распоряжение касающиеся расследуемого дела банковские документы на основании странной отговорки, что возможность этого отказа является частью определенного законом права на молчание.

Гильад Шарон считается ключевой фигурой в расследуемом деле, по крайней мере согласно свидетельству его отца. В ходе полицейского расследования в прошлом Шарон переложил всю ответственность на плечи сыновей: они, сказал он, занимались всеми денежными вопросами, а у него самого нет никакого понятия относительно того, что они в этом смысле  делали и как . Это отстранение от сыновних дел дошло до того, что – когда  ему был предъявлен подписанный им самим чек на сумму 100 000 шк. -  Шарон-отец заявил, что не имеет понятия о том, почему подписал его. В полиции не очень-то поверили этому странному утверждению, и это вполне естественно: не каждый день встречаются люди, подписывающие чек на подобную сумму, не имея понятия о том, почему, из-за чего, кому и зачем. Особенно когда речь идет о человеке, руководящем государством настолько централистскими методами, что все находящиеся вокруг него превращаются в безмолвных статистов (см. правительство Израиля).

Ложь нагромождается

В данный момент речь идет о деле «Сириль-Керен», одном из самых тяжелых дел по коррупции, в которых замешан глава правительства Расследование было начато в августе 2000-го года, по указанию юридического советника правительства. Ныне ветви этого раскидистого дерева накрывают своей тенью уже несколько материков. Так, например, примерно полтора года назад в Южной Африке было произведено "востребованное судом  расследование" Сириля Керена, передавшего деньги семье Шарон. Параллельно этому, в распоряжении австрийских властей уже несколько месяцев находится просьба Израиля разрешить провести "востребованное судом  расследование" и в этой стране.
  Словосочетание  "востребованное судом  расследование" обозначает факт осуществления  расследовательской деятельности вне пределов собственного государства, представляющий собою достаточно принятое и не выходящее за рамки обычного явление. Между большинством государств мира заключены договоры, дающие возможность проведения подобной процедуры в случаях, когда информация, необходимая для расследования в одной стране, находится в рамках сувернитета другого государства.  Для того, чтобы израильская полиция могла расследовать Сириля Керена, она должна была получить согласие на то со стороны Южно-Африканского правительства – что и произошло в действительности. В силу характера скопившихся подозрений, полиция нуждается в проведении аналогичной процедуры также в Австрии. Как уже сказано выше, соответствующая просьба подана уже несколько месяцев назад. Но странным образом ответ на нее все задерживался и задерживался,  пока на этой неделе не стало известно, что австрийское правительство приняло беспрецедентное решение отказать Израилю в возможности произвести "востребованное судом  расследование".

Это решение - разумеется, совершенно неожиданно  - свалилось на голову израильтян одновременно с сообщением о возобновлении дипломатических отношений с Австрией.

С точки зрения полиции, отказ австрийских  властей разрешить проведение “востребованного судом  расследования” порождает серьезные подозрения. Но чтобы понять их характер, следует дать некоторые разъяснения относительно некоторых прошлых, возможно забытых - а возможно и вовсе незамеченных многими событий.

Шарон был избран главой правительства дважды*. Дело, о котором идет речь, касается его первой каденции. Выяснилось, что в связи с первыми приведшими его к власти выборами им были затрачены суммы, значительно превосходящие те, которые позволены законом. В этой связи часто вспоминается похожее дело, связанное с выборами Эхуда Барака. Только что там были использованы “амутот” – и это после того, как люди Барака обратились к юридическому советнику правительства и получили от него ответ в достаточно туманной формулировке, позволившей им “понять” его так, что шаги, которые они намерены предпринять, не запрещены  законом. Тем не менее расследование по делу Барака было открыто.

Действия Шарона, по предположению, были предприняты уже после того, как расследование по "амутот Барака", было начато – притом начато вследствие большого общественного шума, звона и огромных заголовков в газетах. В этом смысле Шарон, его приближенные и его сторонники не имеют, в отличие от Барака и его людей, никакой  возможности сказать: «Мы не знали, что это запрещено».

Но вернемся к нашей непосредственной теме. 
В результате подтверждения подозрений относительно превышения законных рамок денежных затрат на его избирательную кампанию, Шарон должен был выплатить штраф,  составляющий весьма значительную денежную сумму. Он  уплатил его, и этот его поступок даже был в ту пору воспринят многими как проявление особого благородства. Семья Шарона была горда тем, что она платит за все из своей руки и из собственного кармана. Версия Шарона в ходе полицейского расследования состояла в утверждении, что нужная сумма денег была взята из ссуды, полученной взамен закладки фермы Шекемим. Это была только одна ложь из многих, связанных с этим делом. Позднее выяснилось, что миллионы, уплаченные семьей Шарон, были получены по гарантии, которую дал южно-африканский миллионер Сириль Керен. Факт, что этот человек  является близким другом семьи Шарон, не оспаривается никем. Другой вопрос – что гораздо меньшая сумма, полученная от его близкого друга Эзером Вейцманом, лишила его, по существу, президентского кресла. Деньги, полученные главой правительства от южно-американского миллионера, начали, с точки зрения полиции, попахивать взяткой.
Но в ходе дальнейшего расследования возникло подозрение, что дело еще серьезнее, чем это могло казаться на первый взгляд.
Следователи, получившие некоторую банковскую информацию относительно  счетов семьи Шарон, были несказанно удивлены, обнаружив, что – несмотря на то, что Сириль Керен является гражданином Южной Африки – деньги семье переведены из Австрии. Керен сказал израильским следователям, что был вынужден поступить так из-за строгости южно-африканских финансовых звконов, весьма затрудняющих перевод денег в другие страны. На первый взгляд, это объяснение базировалось на действительных фактах: речь идет о законах, сохранившихся еще со времен аппартеида, когда южно-африканские власти накладывали жесткие финансовые ограничения, пытаясь предотвратить возможность бегства белых в такие страны как США  и Австрия.
Дело, однако, в том,  что евреи преодолевают эти трудности без особых проблем – при условии, что они переводят деньги в Израиль. Корни этой странности заключаются в очень хороших отношениях, которые были в относительно недавние времена между южно-африканскими правительствами и государством Израиль (согласно сообщениям иностранной прессы эта дружба достигла своей вершины благодаря совместным испытаниям ядерного оружия).

Брошена карта Шлафа **

Это был только первый серьезный знак вопроса. Настоящие проблемы начались, когда возникло подозрение, что деньги, переведенные семье Шарон от имени Сириля Керена, являются в действительности деньгами совершенно другого человека, имя которого – Мартин Шлаф. Шлаф- это крупный еврейско-австрийский миллионер, тоже считающийся очень близким другом семьи Шарон. Однако в данном случае речь идет о гораздо более  проблематичном друге. Мартин Шлаф делает свой капитал на  бизнесе игорных ставок казино. Он – один из хозяев казино в Йерихоне, и он же является хозяином посещаемого многими израильтянами игорного дома на корабле, стоящем на якоре за пределеми израильских территориальных вод в районе побережья в Эйлате. Если еще и этого недостаточно – добавим, что адвокатом Мартина Шлафа и казино в Йерихоне является Дов Вайсглас, возглавляющий ныне департамент главы правительства Шарона. Перед выборами, на которых последний был избран на эту должность в первый раз, было опубликовано сообщение о поездке в Австрию и встрече с Шлафом сына Шарона Омри,  адвоката Вайсгласа и Мухамеда Рашида***, еще одного хозяина казино в Йерихо и  самого приближенного к Ясеру Арафату человека, занимающегося его денежными делами. Факт этой  поездки держали в тайне, но каким-то образом информация все же попала на страницы газет. Возникли подозрения, что эта встреча может быть связанной с непрекращающимися попытками снова открыть йерихонское казино, но семья Шарон отвергла эти слухи****.
   Согласно одному из подозрений  - следует особо подчеркнуть, что на данном этапе это только подозрение -  деньги, которые превел семье Шарон Сириль Керен, являются на самом деле деньгами Шлафа. Если это действительно так, опасения относительно взятки усиливаются в очень большой степени. Не говоря уже о том, как выглядит с точки зрения общественных норм глава правительства, получающий деньги, источник которых  в ставках игроков казино.
   И если вернуться к конкретному казино в Йерихо – тут все уж совсем покрыто мраком. Чтобы получить какую-либо информацию по этому вопросу,  нужно иметь доступ к бумагам банковских счетов в Австрии. Этого и касалась упомянутая выше просьба израильской полиции к австрийским властям о разрешении произвести "востребованное судом  расследование" в Вене. То есть – не просьба о расследовании австрийского подданного, а  просьба о получении банковских документов. Просьба такого рода в обычной ситуации должна была быть удовлетворена достаточно быстро и безо всяких осложнений. Но в действительности , как мы уже сказали, с ответом на нее тянули неожиданно долго - и в конце концов, еще более неожиданно, был получен отказ.
   В полиции рассматривают этот отказ как возможный результат связей заинтересованных лиц в австрийской политической верхушке. Сириль Керен? Маловероятно. Трудно поверить, чтобы гражданин Южной Африки был в состоянии оказать такое мощное влияние на руководство чужого государства. Но австрийский подданный Мартин Шлаф – это уже совсем другое дело. Израильским следователям стало известно из чтения газет, что как раз недавно Мартин Шлаф снова нанес визит на ферму Шекемим Шарона. О чем там говорили? Следователи полиции, занимающиеся делами семьи Шарона, дали бы дорого, чтобы знать ответ на этот вопрос.

Премущество жизни в папином доме

В попытке обойти воникшую проблему и предотвратить потерю времени (что может позволить подозреваемым уничтожить улики), следователи полиции решили вернуться в Израиль и попытаться найти искомые улики здесь. Для этого и был приглашен на допрос Гильад Шарон. После того, как отец выбросил Блюменталь из правительства за использование ею права на молчание по совершенно мелочному делу, выглядящему особенно ничтожно на фоне нынешних подозрений, следователи были уверены, что Гильад будет говорить. Он, к их величайшему удивлению, не заговорил. Тогда они решили испробовать другой путь достижения информации и потребовали от Гильада Шарона представить им документы, касающиеся денег Сириля Керена. Но Гильад Шарон снова удивил их очередным отказом. Он знает, что его отец пользуется правом иммунитета, и поэтому полиция не может ворваться в их общий дом и конфисковать документы. Полиция уже сообщила суду, что единственная причина того, что обыск в доме Ариэля Шарона до сих пор не произведен, это его иммунитет. Также Гильад Шарон живет на ферме Шекемим, и там, предполагает полиция,  хранятся искомые документы (если они уже не уничтожены). Следователи сказали ясно, что именно они требуют: у Гильада Шарона есть банковский счет в Тель-Авивском отделении банка «Дисконт». Полиция хочет получить все бумаги, касающиеся этого счета. Срок, в течение которого Гильад обязан представить требуемое, истекает на этой неделе. К вящему удобству семьи Шарон именно сейчас начинается летний отпуск в судах, и обсуждение темы подачи документов может , таким образом, в соответствии с просьбой адвоката Гильада Шарона, быть перенесенным на несколько месяцев. Чтобы предотвратить возможность такой ситуации, прокуратура обратилась с просьбой придать обсуждению этого вопроса статус срочности. Нет никакого сомнения в том, что затяжка во времени делает возможным нанесение ущерба уликам. Снова и снова приходит в голову мысль о возможности уничтожения документов.

Гильад Шарон – одна из ключевых фигур также в расследовании по делу Греческого острова. На этот раз деньги были получены им от бизнесмена Давида Аппеля. Сумела ли семья вбить клин в проведение расследования? В полиции надеются, что она может только задержать его, но не более того. Предполагается, что суд не примет аргументы Гильада Шарона по обоснованию его отказа представить полиции требуемые документы. В конце концов, если он снова откажется , можно дать соответствующее указание, обязывающее банк выдать их суду. Гораздо более существенным, с точки зрения помех, чинимых ведущемуся расследованию, является отказ Австрии разрешить проведение "востребованного судом  расследования".  

Возможно, что Омри Шарону, и даже его отцу, придется посетить следовательский кабинет полиции. Это будут едва ли не самые неприятные мгновения в истории государства. И чтобы насколько возможно уменьшить моральный ущерб , в прокуратуре уже заранее готовят  "сделку Эзера" , как это называют там, имея в виду, конечно, модель завершения дела бывшего Президента Элиезера Вейцмана: подача обвинительного заключения с последующим отказом от него в момент, когда Шарон уйдет в отставку и вернется на свою ферму Шекемим*****

Статья "Молчащая Семья" опубликована в «Га-цофэ» от 1.8.03 без указания автора              

Примечания переводчика:

*Автор статьи неточен. Как и многие в нашей стране, он, кажется, забыл весьма существенное с точки зрения всего, что происходит с нами, обстоятельство. В подлинном и строгом смысле слова Шарон был избран на пост главы правительства только один раз, а именно на прошлых выборах, проводившихся на основании закона о прямых выборах главы правительства. На нынешних же выборах большинство голосов избирателей получила партия Ликуд, а вовсе не персонально Шарон. В этом смысле, следует добавить, установленная ныне им и стоящими за его спиной мощными силами диктатура Шарона является  вдвойне антидемократической и вдвойне незаконной .

**Непереводимая игра слов. На иврите этот заголовок звучит так: «hа-клаф шель Шлаф нишлаф». «Клаф» - карта; Шлаф – фамилия упоминаемого в этой главке австрийского миллионера, делающего свой капитал на бизнесе игорных домов; «нишлаф» - страдательная форма глагола «лишлоф»: выбросить, бросить, вынуть, вытянуть

***В свое время в телевизионных отчетах о саммите в Акабе сообщалось о радостных встречах между взятыми с собою Шароном для участия в этом грандиозном историческом событии израильскими министрами и их палестинскими коллегами. Почему эти встречи были столь радостными? На одну из возможных причин указал сопровождавший израильскую делегацию телекорреспондент: «Все-таки они так долго не встречались вот так, запросто, дружелюбно,  светло - как  было обычно до этих  прервавших  все связи израильских военных действий». Но была, быть может, и другая, гораздо более материальная причина для радости министров, приглашение  которых Шароном с собою в Акабу свидетельствует, безусловно, о их причислении к высшей привилегированной касте . Не часто, но несколько раз журналистами все-таки произнесено было имя еще одного чрезвычайно активного участника саммита, с которым – по сообщениям тех же журналистов – стремились пообщаться решительно все прибывшие туда израильские политики. Это имя – имя Мухамеда Рашида – прозвучало тогда в израильских СМИ впервые после длительного перерыва, связанного с внезапным оглашением, и затем со столь же внезапным исчезновением ныне уже абсолютно всеми забытого ДЕЛА ГИНОСАРА.     

****См. об этом также: Давид Бедин. Вайсглас - Рашид - Шарон. Договор пока еще в силе. "Макор ришон", 11\07\03, - переревод на русский И. Стрешинского:
http://rjews.net/maof/article.php3?id=3303&type=s&sid=10

Давид Бедин. Вайсглас и американская помощь автономии. Коэн на службе у Колина . "Макор ришон," 25\07\03, - перевод на русский И. Стрешинского:
http://rjews.net/maof/article.php3?id=3420&type=s&sid=10

Другие статьи Давида Бедина.

Раиса Эпштейн.Единство в иерихонском казино. «Вести», 3 мая 2001
http://rjews.net/raisa-epshtein/articles/oslo/edinstvo.html

Раиса Эпштейн.Коррупция, или кровавый словарь морали Осло.
http://rjews.net/raisa-epshtein/articles/oslo/korrupciya.html

*****В статье Йова Ицхака в «Маарив», вышедшей, как и переведенная статья из «Га-цофэ» , 1 августа 2003, описано более подробно (и тоже с ссылкой на прецедент дела Вейцмана), как именно собирающийся в отставку юридический советник правительства Эльяким Рубинштейн намерен, более или менее ко всеобщему удовлетворению, завершить эту неприятную историю. В отличие от статьи из «Га-цофэ», в статье из «Маарив» есть обращение и к волнующим израильскую общественность политическим аспектам:

«В противоположность многим критикам Рубинштейна, любящим давать советы, юридический советник правительства хорошо знает, что если правительство Шарона падет в ближайшие месяцы из-за расследуемых полицией дел, то политический процесс может потерпеть крушение, или в лучшем случае только затормозиться. И что будет, если после такой тяжелой цены обвинения против Шарона не подтвердятся в суде? ....Рубинштейн, хорошо знающий политическую систему, и даже немного вмешанный в нее, понимает, что общественный интерес состоит в том, чтобы дать политическому процессу возможность исчерпать себя полностью. Да, да – во благо Израиля. Чтобы сберечь человеческие жизни.
  Как он писал в своем ответе на критическое письмо профессоров Мордехая Кремницера и Ярона Эзрахи (22.7.03), "...Мы живем в альма-де-шикра , в мире лжи". В подобном мире (hа-олам, Р.Э) – следует, наверное, добавить – можно делать мир (hа-шалом, Р.Э) даже с помощью находящихся под следствием . Более того, принято и известно, что когда есть нужда в воре,  снимают его даже с веревки для повешения. И Шарон, как свидетельствуют даже его противники из оппозиции, это человек, избранный огромным большинством общества , и в его силах сейчас вести к миру  как левых, так и правых. В этот решающий час он – вождь Израиля, руководящий политическим процессом, который должен изменить весь облик этого региона. 
  И тем не менее, Шарон должен будет уйти в отставку. В более поздний срок, после того как достаточно продвинется политический процесс, Рубинштейн должен будет принять решение. Странно только, что этот календарь обусловлен не потребностями расследования, а календарем новых назначений в Верховный  суд...»
http://images.maariv.co.il/channels/0/ART/517/997.html

А вот еще одно информационное сообщение, из которого следует, что не один лишь Б-гобоязненный, и в то же время – как свидетельствуют знающие его люди – наделенный богатым еврейским чувством юмора  профессор Эльяким  Рубинштейн возлагает большие надежды на Ариэля Шарона в смысле перспектив мира и коренного изменения облика здешнего региона:  

...Комменитируя итоги состоявшегося визита, палестинские официальные лица выражают уверенность в том, что Шарон, при наличии должного политического давления со стороны США, «способен двигаться к миру». По мнению Абу-Мазена, Шарон является «самым сильным израильским лидером, и если он будет заинтересован в успехе мирного процесса, ничто его не остановит».

Дов Конторер ,«ВЕСТИ»,31.07.03.
http://rjews.net/maof/article.php3?id=3424&type=s&sid=10

***

Быть человеком свободным в своей стране?
Об аресте Ицхака Паса и Мати Шаво

Человек вышел из своего дома после полудня и домой не вернулся. Два часа спустя его жене звонит журналист и сообщает, что он намерен опубликовать статью об аресте мужа. «Какой арест?» - вскрикивает пораженная жена, но телефонную трубку на другом конце провода уже положили.

И тогда телефон звонит снова, на этот раз чтобы передать официальное сообщение: «Я позвонил ,чтобы сообщить Вам, что мы арестовали Вашего мужа». Это все.

Нет подробностей, нет ничего по существу. Страшная тревога охватывает все больше.

Назавтра становится известно об «указе на запрет опубликования информации» по делу ее мужа и мужа ее сестры. Пытаются создать атмосферу «чего-то очень опасного»,  вытаскивают из архивов запылившиеся статьи и заметки об «ущербе, нанесенном евреями арабам». Чтоб сами додумали, какая тут связь. Чтоб испугались и  задавались вопросом: «кто знает, что там происходит?». Чтоб интересовались. 

«Тебя интересует, о чем идет речь?»

«Опять эти экстремисты, эти поселенцы , не дающие, чтоб наступил мир».

***

Прошло шесть дней ареста без встреч с адвокатом – и все еще в силе «указ на запрет опубликования информации». Слухи, разного рода версии о том, «что произошло». Люди покачивают головами и говорят вслух или про себя: «Ясно, что они сделали что-то, если их держат в таких строгих условиях ареста».
Еще шесть дней полной изоляции.  Максимум разрешенного законом срока ареста без  встречи с адвокатом – три недели. Это закон , который принят  в связи с арестами террористов, намеревавшихся совершить убийство (пцаца метактекет – Р.Э) .   
   Прошли две недели.
Человек исчез в темных застенках , и там его допрашивают. Две недели не видел семьи, не обменялся с нею ни одним словом, и жена его не знает – почему, за что.
   ПОЧЕМУ? Мы не имеем право на ответ?
Человек исчез. Его допрашивают. Его арестовали без какой-либо ясной причины. И организации «защиты прав человека» молчат.
  Человека арестовали и держат в абсолютной изоляции без какой-либо ясной причины.
  Не слышно и не видно ни малейших признаков общественного протеста.
  Может быть, я наивна, но я снова и снова спрашиваю:
ПОЧЕМУ ВСЕ МОЛЧАТ?

***

Мы здесь в стране воспитаны на убеждении, что только в государстве Израиль евреи могут быть по-настоящему свободными, гордыми, уверенными в себе.

Мы учили в начальной школе на память Декларацию независимости. Государство Израиль обязуется «обеспечить полное равенство общественных и политических прав». Но теперь я начинаю понимать, что это, видимо,  относится только к тем, кто живет на «правильной» стороне от «зеленой черты».

А если человек живет в Хевроне, то он автоматически превращается в правого экстремиста,  слово «поселенец» прилагается к нему как оскорбительная кличка.

Если человек живет в Хевроне, то позволительно подслушивать его телефонные разговоры, даже самого личного и интимного свойства , можно и нужно следить за ним -  все это потому, что из-за самого факта своего проживания в Хевроне он потенциально опасен.

Его можно арестовать внезапно, не объясняя причин ареста семье, его можно допрашивать, можно заключить на длительное время под административный аорест – потому что а вдруг этот потенциально опасный действительно совершит что-либо опасное. Он ведь «оттуда».  

Если человек живет в Хевроне, хотят чтобы он сам начал думать, что из-за самого этого факта он уже совершил  «тяжелое преступление против безопасности государства».

Если человек живет в Хевроне, и спокойно сидящий на высоте  напротив него террорист стреляет в упор и убивает прямо на  его руках его десятимесячную дочку,  а его самого тяжело ранит, - государство даже может всплакнуть вместе с ним. Лишь на одно мгновение – а потом забыть.
Если этого самого живущего в Хевроне человека, с которым вместе оплакивали, пусть хотя бы одно краткое мгновение, его крохотную любимую дочь,  арестовывают ни за что ни про что и держат в изоляции, без соблюдения самых элементарных гражданских прав, не позволяя даже встретиться с адвокатом – государство молчит.
Существует очень реальная возможность того, что убийца Шалхевет Пас будет освобожден раньше, чем ее отец. 

Сарит Коген."Быть человеком свободным в своей стране?
Об аресте Ицхака Паса и Мати Шаво" «Га-цофе», 1.8.03


Фотография поселенца с ребенком во время выкорчевыванияи евреев с форпоста Маон, 1999 г. 

Заключение

(1) Песнь Давида. Бог! Услышь молитву мою, внемли молению моему по верности Твоей, ответь мне по справедливости Твоей! (2) И не призывай к суду раба Твоего, ибо не оправдается пред Тобой никто из живущих. (3) Ибо враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить в потемках, как умерших давно. (4) И уныл во мне дух мой, сердце мое опустело внутри меня. (5) Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о творениях рук Твоих. (6) Простираю к Тебе руки мои, душа моя – к Тебе, как жаждущая земля, вовек. (7) Поспеши, ответь мне, Бог; дух мой изнемогает; не скрывай лика Твоего от меня, чтобы не уподобился я нисходящим в могилу. (8) Дай мне услышать поутру милосердие Твое, ибо на Тебя я уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. (9) Избавь меня, Бог, от врагов моих: у Тебя нашел я приют. (10) Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты – Всесильный мой; добрый дух Твой выведет меня на землю ровную. (11) Ради имени Твоего, Бог, оживи меня, ради справедливости Твоей выведи из беды душу мою. (12) И по милосердию Твоему истреби врагов моих, уничтожь всех угнетающих душу мою, ибо я – раб Твой.

Тегилим. 143.

7 день месяца Ав. Год 5763

5.8.03


Авторский сайт Раисы Эпштейн

К главной странице>>